Инфляция непобедима


Начало года оказалось для экономики провальным: из-за длинных каникул и небывалых морозов активность совсем упала, замечает старший экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров. Сильнее всего морозы сказались на январской динамике инвестиций (см. таблицу) и строительства. С учетом сезонности инвестиции снизились на 5% против декабрьского уровня, строительное производство – на 8,5%, а оборот торговли на – 0,5%, подсчитывает Минэкономразвития. Холода скорректировали структуру промышленного роста, замечает экономист Raiffeisenbank Станислав Пономаренко: добыча полезных ископаемых стагнирует, а рост производства электроэнергии ускорился .

Окончательно в феврале “эффект морозов” еще не исчез, говорит руководитель отдела исследований ING Bank Юлия Цепляева. Но весной темп роста инвестиций вновь вернется на уровень 8–9%, надеется экономист “Ренессанс Капитала” Владимир Пантюшин, а итоги 2006 г. могут оказаться даже лучше прошлогодних, прогнозирует экономист МДМ-банка Питер Уэстин. Пример инвестиционной активности показывают госкомпании, подчеркивает Алексей Воробьев из “Максвелл Капитала”. Но экономический рост по-прежнему зависит от экспортной конъюнктуры, и невольную роль в консервации этой модели играют иностранные инвесторы – ведь они вкладывают средства в производства, работающие на экспорт или на потребительские рынки, отмечает Николай Кащеев из Внешторгбанка .

Опросы менеджеров промышленных предприятий тоже свидетельствуют об ускорении роста. Загрузка мощностей (в среднем по промышленности – 67%) достигла максимума за всю историю наблюдений, отмечает завлабораторией ИЭПП Сергей Цухло.

Зато инфляция опять выбивается за рамки правительственного прогноза и станет “хронической головной болью” для чиновников на весь 2006 г., считает Цепляева. Локомотивами роста цен оказались бензин (он следует за динамикой цены нефти), продовольствие (холода погубили часть урожая, мясо дорожает из-за птичьего гриппа) и жилищно-коммунальные тарифы, подчеркивает начальник управления ММВБ Валерий Алферов. А стабфонд сможет в 2006 г. стерилизовать меньше денег, сожалеет экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Задача удержать рост цен за год в границах 8,5% не будет выполнена, а в попытках заморозить цены ЦБ придется ускоренно укреплять рубль, отмечает Уэстин.

Главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков считает, что это “не совсем правильный путь”: снизив объемы покупки валюты, ЦБ повысит курс рубля, но инфляция от этого сильно не замедлится, поскольку “зависит от факторов, которые ЦБ не контролирует”. Когда инфляция порождается немонетарными факторами, манипуляции с курсом ее не остановят, соглашается Кащеев.