Lada приравняли к танкам


В минувшую пятницу “Рособоронэкспорт” объявил о том, что будет продавать автомобили “АвтоВАЗа” на экспорт. В пресс-релизе ФГУПа говорится, что компании намерены проводить единую ценовую политику в области экспорта продукции “АвтоВАЗа” и координировать информационно-маркетинговую деятельность. Как пояснил “Ведомостям” вице-президент по техническому развитию “АвтоВАЗа” Максим Нагайцев, ФГУП будет помогать автоконцерну организовывать не только экспорт продукции, но и поставщиков оборудования и автокомпонентов. “У “Рособоронэкспорта” огромный опыт работы на западных рынках, который может пригодиться “АвтоВАЗу”, – отмечает Нагайцев. По его словам, соглашение с “Рособоронэкспортом” не обязательно приведет к тому, что все нынешние торговые партнеры “АвтоВАЗа” на зарубежных рынках потеряют свои контракты: “Все должно быть экономически обоснованно. Кто-то из них останется, кто-то – нет”.

“Этот контракт ничем не отличается от тех, по которым “Рособоронэкспорт” работает с другими своими партнерами – тем же “Камазом”, – говорит представитель “Рособоронэкспорта”.

“Рособоронэкспорту” достанется неплохой куш. Завод ежегодно экспортирует около 90 000 автомобилей. В 2005 г. на экспорт было поставлено 96 484 машины. Аналитик компании “Метрополь” Александр Жуков подсчитал, что общий объем экспорта “АвтоВАЗа” в год составляет около $600–700 млн. “Это около 15–20% от всей выручки “АвтоВАЗа”, – говорит аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов.

Сейчас все эти машины проходят через подразделение завода – управление экспортных поставок “АвтоВАЗа”. Автомобили за рубежом продают дистрибуторы – CS Autolada в Чехии, Lada Hellas в Греции, Lada France во Франции и т. д., некоторые из них являются “дочками” “АвтоВАЗа”. По словам источника, близкого к руководству “АвтоВАЗа”, цена автомобилей, поставляемых на внешние рынки, при Каданникове занижалась, доходя до $4000. Три года назад управление экспортных поставок возглавлял зять Каданникова Владимир Шараев.

“Взять экспорт под контроль близкой структуры – логичный шаг нового руководства “АвтоВАЗа”, – говорит Жуков. – “Рособоронэкспорт” поможет упорядочить сбыт на внешних рынках”.

Но источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, считает иначе: “Не думаю, что с приходом “Рособоронэкспорта” повысится эффективность экспорта завода”. Он напомнил, что совсем недавно дилерской компании “Элекс-Полюс” были более чем вдвое увеличены квоты на поставку автомобилей для продажи на внутреннем рынке. “Речь идет только о смене контроля над финансовыми потоками”, – полагает он. А управлять продажами “АвтоВАЗа” “Рособоронэкспорту” будет сложно. “У них есть опыт работы с зарубежными партнерами, но не на потребительском рынке”, – говорит Смольянинов.