Tele2 несет убытки в России


Эксперты советуют скандинавам задуматься о продаже российских активов, тем более что, по замечанию руководителя аналитического отдела Альфа-банка Андрея Богданова, “Tele2 получил долю на рынке за счет низких тарифов и “большая тройка” будет рада избавиться от такого конкурента”. Содиректор аналитического департамента ОФГ Алексей Яковицкий и Голубева из “Атона” оценивают российские активы Tele2 в $350–400 млн. “Вымпелкому”, по словам пресс-секретаря компании Юлии Остроуховой, интересны некоторые регионы, в которых работает Tele2, – к примеру, Иркутская область. Если Tele2 решит распродавать активы, то “Вымпелком” будет рассматривать вопрос о покупке, говорит она. Пресс-секретарь МТС Галина Истратова говорит, что покупка Tele2 до сих пор не обсуждалась, но МТС готова рассмотреть все интересные предложения. А “Мегафону”, по словам директора по связям с общественностью этой компании Андрея Климова, активы Tele2 не нужны: оператор уже обладает лицензиями на 100% территории России и “реализует собственную стратегию”, пояснил он.

В отчете за 2005 г. Tele2 впервые раскрыл детали своего российского бизнеса. Как выяснилось, выручка холдинга в России в прошлом году выросла почти вдвое – до $134 млн, а количество российских абонентов достигло 3,3 млн человек. В результате Tele2 стал, по оценкам ACM-Consulting, пятым российским оператором по числу абонентов после МТС, “Вымпелкома”, “Мегафона” и “Уралсвязьинформа”. Но сделать российский бизнес Tele2 прибыльным это не помогло. Убыток компании по EBITDA в прошлом году составил $17 млн, а операционный убыток – $27 млн.

Tele2 прославился на российском рынке в основном сверхнизкими тарифами и эпатажными рекламными кампаниями. К примеру, в Омске Tele2 однажды организовал демонстрацию якобы беременных школьниц с лозунгами “Мама, у меня не было телефона Tele2”. А на питерской выставке “Норвеком” Tele2 несколько лет назад устроил “похороны” компаний-конкурентов: SIM-карты других операторов были сложены в гроб, который сотрудники стенда Tele2 обносили вокруг остальных павильонов выставки.

Президент Tele2 в России Карл Магнус Стенберг передал “Ведомостям”, что опубликовать данные по России холдинг решил с целью стать прозрачнее для инвесторов и акционеров. А убытки он объясняет тем, что сеть Tele2 в России была запущена лишь три года назад. “Российские компании хорошо растут, но цена роста велика”, – говорит Стенберг, отмечая, что прошлогодние результаты Tele2 в России “значительно лучше”, чем за 2004 г. В частности, убыток по EBITDA сократился за год на 23%.

Тем не менее результаты Tele2 показывают, что компании не удалось успешно закрепиться на российском рынке, делают вывод эксперты. Аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина считает причиной неудачи Tele2 его поздний выход на рынок. “Особенно это касается Петербурга: если бы Tele2 запустил там сеть до “Вымпелкома”, результат был бы значительно лучше”, – считает Саяпина. “Tele2 не хватает абонентской базы, чтобы его операции были прибыльны”, – добавляет аналитик “Атона” Надежда Голубева.

Tele2 изучает возможность продажи российских активов и даже привлек Morgan Stanley в качестве консультанта, сообщила на днях датская газета Boersen со ссылкой на осведомленный источник. В Morgan Stanley эту информацию не подтверждают, а Стенберг отказался комментировать “слухи на рынке” и подчеркнул, что Россия для Tele2 – второй по приоритету рынок после родного для компании шведского.