В Омске “36,6”


Сеть “36,6” пришла в Сибирь летом 2005 г. первой из федеральных игроков, купив новосибирский “Аптечный торговый дом” (четыре торговые точки). Сумму сделки участники рынка оценили в 40–50 млн руб. По данным Новосибирской ассоциации аптечных сетей (НААС), сейчас “36,6” занимает на местном рынке меньше 3%. Председатель НААС Эдуард Майер говорит, что “36,6” давно ведет переговоры с рядом местных сетей об их покупке, но “новосибирских торговцев не устраивают предлагаемые москвичами цены”. Названия этих сетей он не сообщил.

Теперь “36,6” решила попытать счастья в Омске и приобрела городскую аптечную сеть “Фармаком” (13 торговых точек). Об этом рассказал “Ведомостям” директор по корпоративным финансам сети “36,6” Андрей Сливченко, отказавшись назвать стоимость сделки. Гендиректор компании “Natur Produkt ритейл” Алексей Батулин оценил ее в $1,8–2,5 млн. “Рынок Омска выгодно отличается по емкости от других сибирских городов”, – пояснил Сливченко выбор “36,6”.

В марте компания проведет аудит “Фармакома” и примет решение о ребрэндинге, модернизации и развитии аптек и увеличении рыночной доли сети, говорит он. Предполагаемые затраты он не назвал, а гендиректор исследовательской компании “Комкон Фарма” Олег Фельдман оценил их приблизительно в $100 000.

Сливченко допускает приобретение и в будущем омских аптечных ритейлоров. По его словам, у “36,6” есть интерес и к другим крупным сибирским городам, но “говорить об этом преждевременно”.

В “Фармакоме” от комментариев отказались.

Заместитель начальника главного управления по фармацевтической деятельности министерства Омской области Татьяна Лизунова слышала о сделке. Она назвала приход в Омск федеральных игроков объективным процессом, напомнив, что в мае 2004 г. омскую сеть “Мадлена” (30 торговых точек, 10 из которых аптеки, остальные – аптечные киоски) за $1 млн купила одна из крупнейших российских сетей – Natur Produkt.

А гендиректор омской сети “Здрава” (22 аптеки) Елена Богдашина рассказала, что переговоры о продаже бизнеса представители “36,6” вели и с ней, но они “были не очень предметными”. Богдашина считает приход “36,6” в Омск серьезным конкурентным вызовом для местных игроков. “Только для этого москвичам надо концептуально изменить ценовую политику аптек, менеджмент, расширить ассортимент и провести качественный ремонт помещений”, – полагает она.

Эксперты и участники рынка объясняют повышенный интерес аптекарей к Омску высоким покупательным спросом.

“Население в Омске платежеспособное – здесь развита нефтехимия, шинная и легкая промышленность”, – говорит президент компании Natur Produkt Сергей Низовцев.

Омск выделяется среди других сибирских городов большим платежеспособным спросом на фармацевтическую продукцию, соглашается руководитель департамента маркетинговых исследований “Фармэксперта” Давид Мелик-Гусейнов. “В Омске ежегодные расходы на фармпродукцию составляют $51 на душу населения, – говорит эксперт, – тогда как в Новосибирске – $48, а в среднем по Сибири – $32”.

А директор по маркетингу и продажам новосибирской сети “Ваше здоровье” Алексей Дегтярь уверен, что “36,6” продолжит поглощения местных сетей. “О приходе в Новосибирск других крупных игроков пока не слышно”, – говорит он.