ЭЙФОРИЯ: Спекулятивный рост


Бум на российском фондовом рынке, похоже, плохо сказывается на чувстве реальности экономических властей. Явление это, что и говорить, было столь желанным, что, как только дело ЮКОСа завершилось судом, рынок стал стремительно расти. Индекс РТС вырос с конца мая 2005 г. в 2,4 раза. Колоссальный рост.

Никто, естественно, не собирается останавливаться на достигнутом. Государство прикладывает максимум усилий для того, чтобы еще больше разогреть рынок. Вот и долгожданная либерализация рынка акций “Газпрома” состоялась. Обещание “АвтоВАЗу” многомиллиардных инвестиций подстегивает интерес фондовых спекулянтов к лидеру отечественного автопрома. Указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации также положительно уже сказался на росте стоимости акций авиапроизводителей. Примеры можно множить.

Не отстают и частники. Успех публичных размещений акций российскими компаниями в 2005 г. позволил ФСФР сделать весьма оптимистичные соответствующие прогнозы на 2006 г.: российские компании могут привлечь в результате публичных размещений $20 млрд. В общем, эйфория.

Не в производство

Между тем, как показал недавний анализ “Ведомостей” (21 февраля 2006 г.), большая часть денег, получаемых компаниями от публичного размещения своих акций, идет не на развитие производства, а на приобретение новых активов. И это серьезнейший сигнал для того, чтобы задуматься: а так ли уж хорошо нынешнее фондовое ралли? Очевидно, что если игра на фондовом рынке способна приносить гораздо большие прибыли, то деньги предприятий будут уходить туда. Чудес не бывает: инвестиции идут за большими прибылями. Сегодня вложения в акции делаются не для того, чтобы в дальнейшем вкладываться в производство, а для того, чтобы потом с выгодой их перепродать. Точно так же и деньги от публичного размещения акций идут на покупку новых активов с целью их дальнейшей перепродажи. Формула “товар – деньги – товар” замещается формулами “деньги – акции – деньги” или “акции – деньги – акции”. Реальная экономика замещается виртуальной.

По последним обнародованным статистическим данным, рост финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) составил в номинальном выражении в январе – сентябре 2005 г. 179%. Для сравнения: рост инвестиций в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства) составил 128,8%. Разница более чем значительная. Это при том, что мы пока еще не имеем данных по самым последним месяцам, которые наверняка еще больше увеличат разрыв в динамике. Заметим, что инвестиции в нефинансовые активы – это в подавляющем своем объеме и есть инвестиции в основной капитал, без роста которых устойчивого экономического подъема быть не может.

Неудивительно, что при такой переориентации инвестиционных предпочтений российских компаний инвестиции в основной капитал в январе 2006 г. выросли на 1,5%. И это провал по сравнению с январем 2005 г., когда было 7%, и уж тем более никуда не годится по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. – 12,7%.

За последние шесть лет такой показатель выглядит достойно на фоне только лишь 2002 г., когда прирост инвестиций составил всего лишь 0,1%. Однако, если учесть, а мы обязаны это сделать, что в 2002 г. на динамике инвестиций в основной капитал сказалась к тому же еще и отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль, то нынешние 1,5% – это очень и очень тревожный сигнал.

Не случайность

Январский показатель по инвестициям оказался на 71,5% ниже по сравнению с декабрем 2005 г. Сезонный спад – безусловно, однако никогда в новейшей экономической истории этот спад не превышал 70%. В этом году превысил. Списывать все на праздники и холода было бы категорически неправильно. И потом, между прочим, столь длинные январские праздники в России уже не первый год.

Важно иметь в виду и то, что фактический объем инвестиций – один из тех показателей для компаний, которые очень близки бывают к планируемым, и январские 1,5% не являются в данном случае исключением. Трудно, просто невозможно представить и то, что такого уровня показатели были запланированы только по январю. Так что это станет отличительной особенностью всего 2006 г. Инвестиционные планы российских компаний на 2006 г. формировались на фоне фондового бума, что и предопределило их переориентацию в пользу спекуляций.

Неслучайность нынешней динамики инвестиций в основной капитал доказывается и фактами из собственной экономической истории. Столь же значительное ралли на российском фондовом рынке было с октября 2001 г. по май 2002 г. И тогда рынок стремительно вырос – в те же 2,4 раза. Инвестиции в основной капитал, естественно, стали экономически невыгодны. Деньги пошли на спекулятивную скупку акций. Результат: прирост инвестиций в основной капитал составил в 2002 г. всего лишь 2,8%, а ВВП вырос на 4,7%. Это самые низкие показатели за все годы последефолтового экономического роста. Промышленное производство выросло тогда и вовсе всего лишь на 3,1%. Это в тех-то условиях, когда никакого кризиса доверия между бизнесом и властью не было, когда велик еще был потенциал эффекта базы, когда правительство действовало значительно более эффективно. Но это объективные показатели спекулятивного роста, когда деньги уходят из реального сектора.

Замещение роста

Увы, никто не сделал выводы из собственной экономической истории. Прямо-таки в раж какой-то вошли: все хотят видеть наши компании в числе крупнейших по капитализации в мире. Как будто от этого больше товаров и услуг будет произведено, как будто именно это является синонимом экономического роста. Это только в теории красиво получается: большая капитализация – большие инвестиции для развития производства. У нас же пока капитализация ради капитализации. Инвестиционный рост сменился спекулятивным ростом. Это значит, что темпы экономического роста в 2006 г. заметно снизятся. Не будет никаких 6,0% или около того, в лучшем случае – 4,5%. Затухающий экономический рост, демонстрируемый уже третий год подряд, получил, к сожалению, новую основу.