Небесная монополия

Е.Стецко

Аэрофлот” замахнулся на всех крупнейших конкурентов, отмечает аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. По объему перевозок “Сибирь” занимает 2-е место в России, “Пулково” – 3-е, KrasAir – 5-е. Сам “Аэрофлот” перевез в 2005 г. 6,7 млн пассажиров, “Сибирь” – 4,2 млн человек, “Пулково” – 2,8 млн, KrasAir – 1,8 млн. Если сделка состоится, ближайший конкурент “Аэрофлота” – UtAir со своими 1,9 млн перевезенных пассажиров будет отставать от государственного монстра на порядок, говорит эксперт. Всего российские авиакомпании перевезли в прошлом году более 30 млн человек.

21 февраля совет директоров “Аэрофлота” назначил на 17 июня годовое собрание акционеров. Как сообщил вчера “Аэрофлот”, помимо стандартных вопросов (выборы совета директоров, утверждение годового отчета и проч.) в повестку дня включен пункт о проведении дополнительной эмиссии акций компании. Заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков говорит, что эмиссия будет проводиться “в целях расширения деятельности” перевозчика. От дальнейших комментариев он отказался. Но один из членов совета директоров рассказал “Ведомостям”, что “Аэрофлот” предлагает оплачивать акции новой эмиссии долями государства в нескольких авиакомпаниях: “Пулково”, ГТК “Россия”, “Дальавиа” (все три полностью принадлежат государству), а также KrasAir (государственная на 51%), “Владивостокавиа” (51%). Еще два чиновника подтвердили “Ведомостям”, что такие предложения содержится в презентации, подготовленной “Аэрофлотом” к заседанию совета директоров. Член совета директоров “Аэрофлота” утверждает, что компания претендует и на блокпакет акций второго по величине российского перевозчика – “Сибири”. Но других свидетельств тому “Ведомости” не нашли.

Член совета директоров “Аэрофлота” утверждает, что предложение о проведении допэмиссии исходит от менеджмента авиакомпании. В повестке дня оно значилось в разделе “Разное”, но не явилось неожиданностью для членов совета. По его словам, предложения менеджеров были изложены в материалах к совету и чиновники даже успели до совета обсудить их с руководством авиакомпании. План менеджеров авиакомпании весьма прост. Они предлагают государству не продавать принадлежащие ему доли в авиакомпаниях, а внести их в уставный капитал национального перевозчика. Полученные дополнительные акции “Аэрофлота” государство может размещать на открытом рынке, выручив за них больше денег, чем от приватизации отдельно взятых авиакомпаний.

Эту идею “Аэрофлот” лоббировал уже как минимум полтора года. Но лишь сейчас государство согласилось с этим предложением, говорит собеседник “Ведомостей”. Источник в “Аэрофлоте” говорит, что параметры допэмиссии еще не утверждены. А федеральный чиновник добавляет, что совет директоров поручил менеджменту в течение месяца просчитать параметры допэмиссии. Если коэффициенты обмена устроят государство, сделка состоится.

С гендиректором и совладельцем KrasAir Борисом Абрамовичем связаться не удалось. Представители KrasAir и “Сибири” от комментариев отказались. Но источник из окружения владельцев “Сибири” четы Филевых говорит, что прихода “Аэрофлота” они не боятся. Со своим 63%-ным пакетом они сумеют сохранить контроль над авиакомпанией, утверждает он. А сотрудник “Пулково” напоминает, что и его авиакомпания, и ГТК “Россия” пока еще ФГУПы и в этом году акционирование ФГУПа вряд ли сможет состояться. “Из-за сложностей с переоформлением международных договоров объединение с “Россией” постоянно затягивается. Хорошо, если оно завершится в этом году”, – говорит менеджер.

Это решение фактически восстанавливает монополию “Аэрофлота” на внутреннем рынке, признает сотрудник Минтранса. Было время, когда роль “Аэрофлота” на внутреннем рынке не была значительной, а доминировала компания на рынке международных перевозок. Источник, близкий к “Аэрофлоту”, уговаривает войти в положение компании: только с помощью укрупнения российские авиакомпании смогут выдержать глобальную конкуренцию. “Аэрофлот” сейчас 43-й в мировой табели о рангах, а “Сибирь” уже входит лишь во вторую сотню, – отмечает собеседник “Ведомостей”. – Надо сконцентрировать ресурсы, чтобы обновлять парк и развивать сеть маршрутов как внутри страны, так и за рубежом”. Он утверждает, что бояться неконтролируемого роста цен на билеты не стоит: “Они растут и сейчас, но только из-за увеличения издержек”.