Нужда в хороших магазинах


В 2006 г. в Екатеринбурге ожидается появление еще шести торговых центров общей площадью 320 000 кв. м. Среди них молл “Мега”, принадлежащий IKEA, открытие которого запланировано на ноябрь. LCMC проводит маркетинговое исследование рынка торгово-развлекательной недвижимости города и разрабатывает концепцию ТРЦ для екатеринбургского девелопера – компании “Коммерс-АНТ”. В 2006 г. должны появиться и вторые очереди уже работающих в Екатеринбурге торговых комплексов “Антей” и “Купец”. “Вторая очередь “Антея” рассчитана на 34 000 кв. м, ориентировочно она начнет работать в апреле, все площади уже сданы в аренду”, – сообщила директор стройэкспоцентра “Антей” Ольга Петрушина. Открытие второй очереди “Купца” (25 000 кв. м) назначено на начало мая. “У нас все площади уже сданы в аренду”, – рассказал Игорь Заводовский.

По данным “БК-Недвижимость”, большинство договоров аренды торговых площадей в центре Екатеринбурга заключаются по цене от $720 до $1200 за 1 кв. м в год. Однако в некоторых объектах арендная ставка может превышать $2500 за 1 кв. м в год. Цены сделок купли-продажи торговых площадей варьируются от $1000 до $3500 за 1 кв. м в зависимости от их качества, местоположения, размера, доходности и других условий. По оценке “БК-Недвижимость”, уровень сложившихся цен в Екатеринбурге ставит его на третье место по дороговизне после Москвы и Санкт-Петербурга.

По прогнозам руководителя департамента продаж готового бизнеса консалтинговой группы “Система” Игоря Жукова, в 2006 г. арендные ставки будут расти, хотя и не такими темпами, как в последние два года. “На наиболее ликвидные помещения цены могут повыситься до 20%, невостребованные объекты подорожают незначительно – на 5–10%”, – считает он. К наименее ликвидным объектам Жуков относит площади на уличных рынках, ларьки и павильоны. “Их доля [в общем объеме торговых площадей] будет постепенно сокращаться, уступая место встроенным помещениям и торговым центрам. Но нужно учесть, что торговых комплексов будет все больше [поскольку их активно строят], тогда как предложение встроенных торговых помещений ограничено”, – уточняет он.

По оценкам специалистов компании London Consulting & Мanagement Сompany (LCMC), доходность инвестиций в сегмент торговых центров в регионе держится на уровне 20% годовых. По словам генерального директора компании “Общество “Малышева, 73” Игоря Заводовского, открытие в 2005 г. крупных торговых объектов пока не отразилось на доходности бизнеса. “Появление новых игроков никак не повлияло на наш торговый оборот”, – подтверждает слова Заводовского генеральный директор ТЦ “Успенский” Леонид Базеров.

В прошлом году в Екатеринбург пришло несколько новых операторов, в том числе международные и федеральные сети (Metro Cash & Carry и “Парк хаус”). Местные участники рынка презентовали торговые центры “Гермес Плаза”, Corteo, “Восточный”, “Весенний”. Однако уже существующие ТЦ конкурентов не боятся. По словам генерального директора ТЦ “Универбыт” Сергея Красовского, в декабре 2005 г. у них было столько же покупателей, что и в 2004 г., а средняя стоимость чека выросла на 48%. Красовский связывает перспективы “Универбыта” с постепенной сменой арендаторов и приходом более дорогих марок. “Большинство торговых центров работают для среднего класса, мы же ориентируемся на аудиторию с высоким уровнем дохода. У нас располагаются магазины Kenzo, Tommy Hilfiger, вскоре откроются бутики Trussardi Classic, Christian Lacroix”, – говорит Красовский.

По данным LCMC, в ближайшие два года в екатеринбургскую торговую недвижимость будет инвестировано еще свыше $250 млн.