Русское искусство в цене


Продажа картины русского художника в Лондоне или Нью-Йорке за 50 000 фунтов 15 лет назад заслуживала упоминания в прессе. Сегодня же мало кто удивится, если десятки холстов будут проданы за миллион фунтов каждый. В прошлом году на Christie’s и Sotheby’s было продано русских предметов искусства на 100 млн фунтов ($175 млн). Президент московского аукционного дома “Гелос” Олег Стецюра оценивает оборот рынка русского искусства в $1–1,5 млрд в год.

Наиболее публичная фигура этого ранка – миллиардер Виктор Вексельберг, основатель Aurora Fine Art Investment fund, инвестирующий в предметы искусства. Его партнеры – московский предприниматель, владелец художественной галереи Владимир Воронченко и владелец компании по торговле предметами искусства из Калифорнии Андре Ружников. Одновременно Вексельберг управляет созданным им частным благотворительным фондом “Связь времен”, заплатившим более $100 млн за коллекцию пасхальных яиц Forbes Faberge. Новый проект фонда – репатриация московских церковных колоколов, проданных советским правительством в 1929 г. и сейчас находящихся в британской церкви.

По словам Ружникова, “Связь времен” в течение этого года планирует заплатить $100 млн за предметы русского искусства. Предметы, ускользнувшие от ока самого Ружникова, он находит, размещая рекламные объявления в международных изданиях по искусству.

Сложно сказать, сколько именно в России серьезных покупателей предметов искусства. По словам Ружникова, их можно сосчитать на пальцах одной руки. Владельцы международных аукционных домов считают, что их примерно сотня. Эксперты “Гелоса” полагают, что активных покупателей на рынке примерно 15 000. Разборчивость русских отличает их от нуворишей из других стран. По мнению экспертов, именно россиянам свойственно дарить друг другу не просто дорогие, а уникальные подарки, которые можно найти в антикварных магазинах и художественных галереях и студиях. Самая серьезная из них – Stella Art Gallery, основанная в 1993 г. специально для демонстрации современного искусства из разных стран.

За последний год присутствие России на международных ярмарках предметов искусства стало намного заметнее. Так, Sotheby’s в апреле организует выставку-продажу современного искусства в рамках Недели России в Нью-Йорке. Рынок русского искусства, предназначенного в основном для русских, вообще лучше виден на расстоянии – с аукционных площадок и из галерей Лондона и Нью-Йорка. В России всего несколько больших галерей – 3–4 в Санкт-Петербурге и с десяток в Москве. “Гелос” уже сейчас проводит 100 аукционов в год. Стремятся в Россию и зарубежные студии. На Московской международной выставке изящного искусства были представлены более 50 иностранных дилеров. Иностранные гости столкнулись с проблемой – они не знали, кто покупатели. Посетители редко представлялись и оставляли координаты. Тем не менее сделки заключались, а продавцы строили новые планы на Россию. (FT, 3.03.2006, Кирилл Корюкин)