Старый завод для лучшего сырья


Роснефть” заговорила о необходимости модернизировать Туапсинский НПЗ после того, как в декабре 2004 г. выкупила 40% акций завода у миноритарных акционеров и довела свою долю до 81%. Загрузку завода на 100% обеспечивает “Роснефть”, и руководство госкомпании намерено втрое увеличить мощность завода – одного из самых старых в России – до 12 млн т сырья в год.

На это потребуется $1,2 млрд инвестиций, а в целом в развитие Туапсинского нефтяного комплекса президент “Роснефти” Сергей Богданчиков задумал вложить $1,6 млрд: $900 млн – на новую установку для переработки нефти, $550 млн – на расширение трубопроводной системы.

Ранее Богданчиков говорил, что “Роснефть” готова профинансировать российскую часть проекта нефтепровода Бургас – Александруполис в обход турецкого пролива Босфор, “если другие компании откажутся”. И еще $100 млн президент “Роснефти” попросил из инвестфонда на гидротехнические сооружения, которые являются собственностью государства. Планы “Роснефти” поддержал президент Владимир Путин, который в сентябре прошлого года в ходе визита в Сочи посетил Туапсинский НПЗ. Однако вопрос, кто будет обеспечивать Туапсинский завод нефтью, когда его мощность утроится, до сих пор не решен.

“Роснефть” предлагает решить эту задачу за счет нефти, которая сейчас экспортируется через порт Туапсе (7–8 млн т в год), переориентировав ее в направлении Туапсинского завода, чтобы экспортировать не сырье, а произведенные в Туапсе нефтепродукты. Это желание “Роснефти” объяснимо, считает аналитик “Тройки Диалог” Олег Максимов, – экспортировать нефтепродукты из Туапсе удобно. Эксперт напоминает, что после приобретения “Юганскнефтегаза” у “Роснефти” возник большой дисбаланс между добычей и переработкой, которая сейчас к тому же существенно прибыльнее, чем экспорт сырой нефти, который облагается высокими налогами.

Но планам госкомпании воспротивились другие нефтяники, экспортирующие свое сырье через Туапсинский порт. Среди них “Лукойл”, ТНК-ВР, “Сибнефть”. Они настаивают на сохранении существующего экспорта нефти через порт Туапсе. “Туапсинский порт – единственное направление, где сохраняется возможность экспортировать высококачественную и дорогую легкую сибирскую нефть, – отмечает менеджер одной из этих компаний. – В то же время техническое состояние завода оставляет желать лучшего, и отправлять дорогую нефть туда на переработку просто невыгодно”. Он отмечает, что глубина переработки нефти на Туапсинском НПЗ очень низкая – 55,6% против 65–67% в среднем по России. “Это выгодно только “Роснефти”, которая будет получать нашу нефть по внутрироссийским ценам, а потом экспортировать нефтепродукты”, – поддерживает его сотрудник другой российской нефтяной компании.

Представитель “Роснефти” не стал это комментировать, предложив дождаться решения рабочей группы Минпромэнерго. Вопрос с загрузкой Туапсинского НПЗ вчера обсуждался на совещании в Минпромэнерго по вопросам развития ТЭК, говорится в пресс-релизе министерства. На совещании было решено создать рабочую группу для оценки экономических последствий, в том числе и для федерального бюджета. В нее войдут представители “Транснефти” и нефтяных компаний. “Нефтяники и “Роснефть” должны найти компромисс”, – говорит вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев, добавляя, что в его компании считают, что ориентироваться надо на экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти.