“Транснефть” не догонят


Вчера Верховный суд (ВС) начал рассматривать коллективный иск дальневосточных экологов (более 10 организаций и граждан), добивающихся отмены правительственного распоряжения № 1737-р о строительстве нефтепровода. Они утверждают, что распоряжение было принято вопреки закону “О государственной экологической экспертизе”, который требует предварительной экспертизы правовых актов, грозящих негативными последствиями для окружающей среды. А правительство санкционирует и проектирование, и строительство трубопровода, а также фактически предрешает его маршрут, подчеркнула представитель истцов Ирина Богдан.

Но представители правительства утверждали в суде, что распоряжение № 1737-р “носит декларативный и распорядительный характер” и не подпадает под действие закона “О государственной экологической экспертизе”. В правительстве просто одобрили проект “Транснефти”, исходя из презумпции невиновности хозяйствующих субъектов, пояснила суду сотрудник Минпромэнерго Виктория Юрова. “Ни о каком начале строительства до этого момента [заключения экологической экспертизы ТЭО проекта] не может идти речи”, – поддержала коллег представитель Минприроды Елена Астахова.

В технико-экономическом обосновании инвестиций маршрут трубопровода пролегает в 800 метрах от Байкала и в Бурятии началась вырубка леса, заявила суду президент организации “Экоюрис” Вера Мищенко. Этот факт подтвердила и Астахова, но заверила, что “люди уже привлечены к ответственности”, поскольку этого нельзя было делать до появления положительного заключения экологической экспертизы. Но вчера стало известно, что Ростехнадзор еще 3 марта утвердил положительное заключение ТЭО проекта: об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источник в этом ведомстве. Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев рассказал агентству, что в компании рассчитывают уже в середине марта объявить тендеры по выбору подрядчиков и начать финальные переговоры с западными банками о финансировании проекта.

Рассмотрение иска продолжится 9 марта. “Если суд отменит распоряжение правительства, это означает приостановление любых работ”, – считает адвокат Михаил Бурмистров. Но такой исход крайне маловероятен, добавляет он, ведь “есть государственный интерес, который может не позволить прислушаться к аргументам экологов”. Хотя истцам в 1999 г. удалось выиграть в ВС несколько аналогичных дел у правительства.