Все четыре колеса


После того как люди, читавшие рабочие версии сценария, не раз и не два горестно высказывались в том смысле, что “все пропало”, итоговый результат не может не радовать. Если не знать, сколько кроили и штопали эту историю сам Буслов и его соавтор по первому “Бумеру” Денис Родимин, потом еще журналист Ким Белов и – на финальном этапе – герой “новой драмы” Иван Вырыпаев, следов катастрофы можно, наверное, и не заметить. Правда, когда пересказ сюжета нельзя уложить в одну-две фразы, со сценарием явно беда. Исключения из этого правила редки, и “Бумер. Фильм второй” не из них.

В общем, не слишком здорово, что четыре сценариста так долго и мучительно бьются над объяснениями, как это получилось, что Кот (Владимир Вдовиченков) мало того что остался жив после финальной перестрелки первого “Бумера”, но и вышел на волю, изрядно недомотав 15-летний срок. А выйдя, тут же оказался один в роскошном внедорожнике – для того чтобы найти 17-летнюю сестру погибшего в зоне парня и объяснить ей, что в этой жизни почем.

Не очень вдохновляет и подозрение, что главной задачей авторов было продать нам то же самое, что в первой части, но с перламутровыми пуговицами. Тем более что заглавный “бумер” модели Х5, сменивший старый BMW седьмой серии, в какую бы глушь ни заехал, неизменно надраен до неприличия – ничего не поделаешь, на сей раз это product placement.

Но к середине картины все встает на свои места. Кажется, правда, что фильм Петра Буслова, дебютировавшего “Бумером” так мощно и самостоятельно, стал в значительной мере фильмом Сергея Сельянова. Не формально (основной продюсер, как и в первом “Бумере”, – Сергей Члиянц), а, что ли, по духу – как будто все спродюсированные Сельяновым “Братья” и “Сестры” сообща выталкивают забуксовавший было “Бумер-2” на столбовую дорогу, прорубленную в новом русском кино студией “СТВ”.

Первый-то “Бумер” ехал совсем по другому шоссе – тому, на котором снимались все великие фильмы про плохих парней. Буслов первым из наших режиссеров вписался в этот канон.

“Бумер. Фильм второй” – отступление, но красивое: сюжет расплаты по моральным долгам, при всей перештопанности сценария, в итоге связан той же жесткой логикой, какая намертво скрепляла морализм первой бусловской картины.

В “Б2” выходит так, что каждый, чтобы ответить за себя, должен всегда иметь в виду того парня, которому уже не поможешь, – и спасти другого. Димон “Ошпаренный” (Андрей Мерзликин), малодушно давший по газам в финале первого “Бумера” и с тех пор научившийся выбирать галстуки и цивилизованно продавать автомобили, закрывает собой Кота и получает, сдается, те самые пули, от которых когда-то сбежал. Сам Кот должен заменить несмышленой Даше (ладный и бойкий дебют Светланы Устиновой) брата, сгинувшего в тюрьме как раз для того, чтобы Кота выпустили из зоны по его фальшивому паспорту.

(Веселое, между прочим, совпадение – Дашей, помнится, звали спасенную Данилой Багровым проститутку из “Брата-2”. Похоже, что юная бусловская оторва – привет из сельяновско-балабановской вселенной, случайный, но по адресу).

В дурной Дашкиной голове ровно одна мысль – махнуть на Гоа, где “рай на земле” (это она рекламу на грузовике видела). Загвоздка, как всегда с такими мечтами, в деньгах, точнее, в тех способах их получения, про которые Кот на собственной шкуре уже все понял. Так что его путешествие за рулем черного “хэ-пятого” – попросту отсрочка автоматной очереди, которая рифмует финалы обоих фильмов.

Это опять простая и по-бусловски жесткая мысль: никому не объяснишь на словах, что такое плохо, и если не хочешь, чтобы человек понял это слишком поздно, умри за него. Но одновременно тут есть где втиснуть любимые мифологемы Сельянова и Балабанова, впечатанные в массовое сознание формулами типа “ты же брат мой родной”. В “Бумере” была другая феня, а вот перевоспитавшийся Кот может сказать провинциальному гопнику: “Не нужна тебе такая машина, брат” – внушительно так, как умел Данила Багров. Если вдуматься, “Бумер-2” вообще очень странное варево. В нем булькают разом и фольклорно-почвенническая каша (вместо знахарки Собачихи из первого фильма – дед-рыбак, ловец пропащих человеков), и тюремная баланда, и замешенная на love story романтика бесконечной дороги, и жутковатая конкретика – та, что во многом обеспечила славу первого “Бумера”.

Что-что, а разбой на лесном проселке Буслов снимать умеет – четко и жестко, но при этом как будто держа в уме анекдотическое прозвище “десантник”, которым народ отметил владельцев дорогих внедорожников за риск в любой момент быть высаженным из собственного авто.

Буслов, кстати, конкретен не только в деталях. Моральная оппозиция “Бумера-2” в отличие от сюжета легко сводится к двум фразам: 1) “Не нужна тебе такая машина, брат”, 2) “А хочется”.

Все прочее в общем-то лирика, по части которой Буслов, однако, тоже большой молодец. Многие люди, наверное, чувствуют, что хорошее кино – это когда едешь по пустой дороге под правильную музыку. И очень немногие могут рассказывать об этом с таким упоением, как Петр Буслов. А потому, например, вставной клип на песню Шнурова “Свобода” – штука в “Бумере-2” абсолютно не лишняя.