Казахстан вызывает бизнес из тени


В феврале президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил правительству снизить налоговую нагрузку на бизнес и население. По его плану с 2007 г. ставка НДС будет снижена с 15% до 14%, а подоходный налог будет взиматься по единой ставке в 10% (сейчас он взимается по ставке 5–20% в зависимости от дохода, эффективная ставка – 11,5–12%). Вдобавок Назарбаев предложил с 2008 г. снизить соцналог. Сейчас соцналог собирается по регрессивной шкале от 20% до 7%, эффективная ставка – 9%. Будет ли введена плоская шкала соцналога или правительство углубит регрессию, еще неизвестно, отмечает исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана София Айсагалиева. Но как сказала директор департамента министерства экономики и бюджетного планирования Вера Кнюх агентству Reuters, в среднем соцналог снизится на 30%, а пакет поправок в Налоговый кодекс правительство подготовит до конца апреля.

Налоговая нагрузка в Казахстане и сейчас невысока – всего 23% ВВП, признает представитель минэкономики и бюджетного планирования Шолпан Мукашева. Для сравнения: в России в 2005 г. налоговое бремя составило 36,8% ВВП. Казахский бюджет в 2005 г. впервые за историю независимости этой страны был исполнен с профицитом в $360 млн (2,7% ВВП). Но в 2006 г. снова запланирован дефицит – $875 млн (1,4% ВВП). Выпадающие доходы от снижения трех налогов теоретически могут увеличить дефицит почти вдвое – по словам Мукашевой, за 2007–2008 гг. бюджет недосчитается около $1,5 млрд. Но казахские власти рассчитывают, что бюджету удастся избежать этих потерь благодаря росту налогооблагаемой базы и улучшению администрирования. “Снижение налоговой нагрузки – это заявка от государства: мы снижаем вам налоги, а вы их реально платите, не уходите от налогообложения”, – заявила Кнюх. А Мукашева надеется, что за два года благодаря снижению налогов доходы бюджета даже вырастут на $3,8 млрд.

Уровень теневой экономики в Казахстане минэкономики оценивает в 22% ВВП. Порядка 60% компаний полностью или частично уходят от налогов, добавляет Айсагалиева: “Главная причина этого – высокие налоги, их снижение даст импульс выходу из тени, поскольку бизнесу будет выгоднее работать легально”. Положительный опыт у Казахстана уже есть: в 2003 г. НДС был снижен на 1%, а единая ставка соцналога в 21% была заменена регрессивной шкалой. “Никакого снижения доходов бюджета тогда не было, потому что стали больше платить налогов”, – напоминает Айсагалиева. А по мнению председателя Ассоциации экономистов Казахстана Арыстана Есентугелова, бизнес почувствует выгоды от снижения налогов не раньше чем через 1,5–2 года. Снижение налогов стимулирует рост в обрабатывающих отраслях, но не сразу и только если будет сопровождаться судебной, административной реформами и развитием конкуренции, считает Есентугелов.

Но и бюджет не пострадает, уверены эксперты. “Дефицит казахского бюджета условный, он легко может быть покрыт за счет нефтяных доходов”, – полагает Есентугелов. Правда, одновременно со снижением налогов правительство Казахстана наращивает бюджетные расходы (в 2006 г. – на $523 млн), подчеркивает завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Причина в том, что в правительстве Казахстана много групп влияния, преследующих разные цели: одни хотят завоевать электорат перед началом операции “преемник”, а другие – подстегнуть замедлившийся экономический рост, полагает Грозин.