НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Вечные темы


Циклопическое издание, которое подводит итог деятельности издательства на алкогольной ниве и, шире, полутора десяткам лет возрождения винной культуры России.

Оформлена энциклопедия по всем правилам справочного издания. Внешний вид пародирует, передразнивает Большую советскую энциклопедию. Тот же формат, та же красная обложка и те же сплетенные в вензеле буквы. Только тут вместо БСЭ – БАЭ.

Ход с пародией вполне концептуальный. Понимать его следует в том смысле, что государственные энциклопедии приходят и уходят, а страсть к вину остается вечной. А значит, и информация, собранная под обложкой, не скоро состарится.

В самом деле, границы региона Гранд Шампань в отличие от границ на политической карте мира не менялись десятки и десятки лет. Самая текучая, подвижная и эфемерная субстанция – алкоголь – оказывается надежнее и долговечнее, чем жизнь человека в рамках социума. Любой цивилизованный человек доверяет винной этикетке гораздо больше, нежели тому, что слышит из новостей. Посещение винных магазинов в Америке и Европе сродни визиту в музей классического искусства. И там и тут 100%-ный терапевтический эффект. Ощущение надежности, устойчивости. Присутствия вечных тем и ценностей. Стабильность, которая заключена в бутылке, а не в президентском словоблудии. И это ясно каждому, кто имеет вкус к качественным напиткам. Поскольку даже ординарные чилийские вина способны гарантировать вам ожидаемое качество и вкусовые характеристики.

Что уж говорить о винах, чьи названия читаются как поэма?

В каком-то смысле эта энциклопедия – высокохудожественный дайджест того, что было выпущено издательством по теме за последние годы. Систематизация знаний об алкоголе в алфавитном порядке. Сжатая, сцеженная информация, ранее размытая по альбомам и путеводителям. Первый шаг в изучении мира вина для новичка – или книга быстрого поиска для того, кто винным опытом уже умудрен.

Темы, разжеванные в книге, можно разделить в следующем порядке. Это, во-первых, виноградники и регионы. То есть сорта, типы почв, свойства климата, регионы и страны.

Это, во-вторых, технология. Или все о “мацерации”, “аламбиках”, “дистилляции” и “двойном цикле”. О спиртзаводах и фабриках, старейших и нынешних.

В-третьих, люди. То есть первопроходцы и открыватели, чьи имена запечатлены в истории, и герои сегодняшних дней: технологи, сомелье, винные критики, писатели и журналисты, владельцы замков и брэндов.

И непосредственно брэнды. В книге даны характеристики каждого из более-менее значимых в алкогольном мире производителей с описанием показательных марок и линеек.

Ну и дегустация. Основные термины, показатели. Иными словами, что нужно знать, чтобы не чувствовать себя на дегустации полным идиотом (хотя от словосочетания “приятное вино”, рекомендованного книгой, лучше все-таки воздержаться).

Из новых для России винных стран в книгу попали Израиль и Новая Зеландия. На очереди Турция, которую пока к нам вроде бы не возят, а жаль.

В целом проект вышел жизнеутверждающим, полнокровным. Академическим, но легким одновременно (редкое сочетание, свойственное только хорошим винам). Главное, читая эту книгу, помнить о том, что вино придумано для того, чтобы его пить.

А все остальное как прежде, так и теперь – литература.