Агент по расходам


РосБР должен стать агентом и консультантом Минэкономразвития при распределении средств государственного инвестфонда (около 70 млрд руб. в 2006 г.), рассказали “Ведомостям” сразу несколько чиновников правительства. Эта идея принадлежит министру экономразвития Герману Грефу, на днях подписавшему положение об инвестиционной комиссии, пояснил сотрудник Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ).

Ранее чиновник Белого дома рассказывал “Ведомостям”, что согласно правительственной программе социально-экономического развития до 2008 г. РосБР должен, “значительно увеличив уставный капитал”, заняться долгосрочным кредитованием инвестпроектов и предоставлением госгарантий.

В функции РосБР будут входить финансовый анализ бизнес-планов, претендующих на финансирование из инвестфонда, а также мониторинг их исполнения, продолжает сотрудник РосОЭЗ. По такой схеме банк уже сотрудничает с Минэкономразвития в отношении особых экономических зон, а сейчас РосОЭЗ готовит соглашение с РосБР по инвестфонду. “Нас в агентстве работает 15 человек, и мы физически не справимся со всеми заявками”, – объясняет он решение Грефа, оговариваясь, что РосБР будет давать лишь рекомендации, а окончательное решение, выделять деньги или нет, останется за агентством.

В пятницу стало известно, что клиентом РосБР станет “АвтоВАЗ”, у которого сейчас большая потребность в деньгах. Новый менеджмент из “Рособоронэкспорта” решил построить в Тольятти еще один завод мощностью 450 000 машин в год. Одновременно “АвтоВАЗ” до 2020 г. должен создать несколько новых платформ и запустить в производство 12 новых моделей и двигателей к ним. На это, по данным завода, потребуется $4,5 млрд.

“АвтоВАЗ” объявил, что подписал с РосБР договор о сотрудничестве, по которому банк будет предоставлять заводу долгосрочные и краткосрочные кредиты, привлекать для него на внешних и внутренних рынках синдицированные кредиты, а также разрабатывать бизнес-планы для привлечения инвестиций. Соглашение действительно в течение трех лет, и, по словам предправления РосБР Юрия Исаева, в проекте будут задействованы как собственные ресурсы банка, так и внешние заимствования. Их банк способен привлекать по довольно низким ставкам: в марте он с помощью Citigroup и Kreditanstalt взял $100 млн под LIBOR + 0,6%.

“РосБР сумеет пролоббировать претензии “АвтоВАЗа” на инвестфонд, и соглашение между ними подписывалось для этого”, – считает источник, близкий к акционерам “АвтоВАЗа”. Пресс-секретарь гендиректора “АвтоВАЗа” Игоря Есиповского Владимир Якушенко от комментариев воздержался. Источник на “АвтоВАЗе” признался, что завод “рассматривает возможность привлечения денег через государственные заимствования” с помощью РосБР, но не исключает и того, что РосБР организует заводу кредиты западных банков.

Последнее связано с тем, что заявку “АвтоВАЗа” на деньги из инвестфонда вряд ли удовлетворят сразу же, замечает чиновник правительства. Из бюджета-2006 на инвестфонд выделено лишь 70 млрд руб., а заявки от претендентов на эти деньги Минэкономразвития будет принимать с 20 марта. “АвтоВАЗ” просто не успеет подготовить внятный бизнес-план к первой волне заявок”, – поясняет чиновник. “Это так. Но мы поможем заводу подготовить и бизнес-план”, – обещает источник в РосБР.

А вице-президент “Траста” Максим Галкин говорит, что даже в случае предоставления госгарантий по кредитам “АвтоВАЗ” все равно выиграет. CLN на $250 млн осенью 2005 г. “АвтоВАЗ” разместил под 8,5%, но ставка может снизиться и до 6–6,5%, отмечает он. Ford и GM сейчас занимают деньги более чем под 9%.