Банкир Керимова


Аллену Вайну 35 лет. В Merrill Lynch он пришел в 1995 г., а до этого работал в Citicorp Securities. “Это один из самых талантливых представителей иностранных банкиров в России”, – говорит Леонид Грязнов, гендиректор инвесткомпании “Горизонт”, на 35% принадлежащей “Газпрому”. О профессионализме Вайна говорит и вице-президент Альфа-банка Дмитрий Кобзев: “Он отлично находит контакт с людьми. Это человек, который знает, куда надо двигаться и что для этого делать”. В 2004 г. Merrill Lynch с “Горизонтом” стали консультантами “Газпрома” по реформе. А в 2002–2005 гг. Merrill с Альфа-банком были главными инвестконсультантами РАО “ЕЭС России” по энергореформе. От Альфа-банка проект курировал лично президент банка Петр Авен, а от Merrill Lynch – Вайн.

Долгое время о размахе операций “Нафта-Москвы” знали лишь посвященные. Компания депутата Госдумы Сулеймана Керимова (по новым подсчетам журнала Forbes, его состояние – $7,2 млрд) финансовые показатели держит в секрете. В ее портфеле, по ее данным, более 6% акций Сбербанка (около $1,6 млрд в текущих ценах) и более 4% акций “Газпрома” ($7,4 млрд), операторы кабельного телевидения в Москве и Петербурге – “Мостелесеть” и “Национальные кабельные сети”, а также “Рублево-Архангельское”, один из крупнейших элитных проектов жилой и коммерческой недвижимости в Европе. В конце 2005 г. “Нафта” за $900 млн купила “Полиметалл”, вторую золотодобывающую компанию России.

Теперь Керимов решил сделать из нее полноценную инвесткомпанию. Она должна превратиться “в ведущий фонд прямых инвестиций, а также организацию, руководимую по международным стандартам корпоративного управления”. Реализовывать этот план “Нафта” будет под руководством Аллена Вайна, несколько лет возглавлявшего представительство инвестбанка Merrill Lynch в России и СНГ. В конце минувшей недели он избран председателем совета директоров “Нафта-Москвы”.

“Вайн умеет находить клиентов и устанавливать с ними отношения, – считает руководитель крупной инвесткомпании. – На этой поляне он один из лучших”. Это и требуется “Нафте”. Сейчас масса западных инвесторов смотрит на Россию, где фондовый рынок пару лет дает хорошую доходность, рассказывает источник, близкий к “Нафта-Москве”. Сам Керимов за год как минимум удвоил состояние. Но чтобы привлечь в управление “Нафты” западные деньги, компании нужен человек, который сможет говорить на одном языке с инвесторами, объясняет собеседник “Ведомостей”. “У Вайна большой опыт работы на международных рынках [который очень пригодится новому работодателю]”, – подчеркнул он. Сам Вайн от комментариев отказался.

Фонды прямых инвестиций с привлечением западного капитала имеются у многих из списка Forbes – Виктора Вексельберга (“Ренова”), Владимира Потанина (“Интеррос”), Михаила Фридмана (“Альфа-групп”) и др. О создании такого фонда объявил основатель ОФГ Борис Федоров. Иностранные фонды прямых инвестиций, по оценкам управляющего директора Delta Private Equity Partners Кирилла Дмитриева, вложили в местные проекты около $2 млрд, а с учетом фондов, созданных российскими группами с привлечением западного капитала, – $3 млрд, к концу года цифра вырастет до $5–6 млрд.

Комфортное для западных инвесторов имя – необходимое, но не достаточное условие для привлечения западного капитала, констатирует президент группы управляющих компаний “Тройка Диалог” Павел Теплухин, придется доказать, что компания умеет не только удачно войти в проект, но и удачно из него выйти и правильно распределить прибыль.

Новый топ-менеджер “Нафты” сможет проявить мастерство уже в этом году, если “Полиметалл” разместит акции на Лондонской бирже. “Его примеру могут последовать и другие наши компании”, – допускает менеджер “Нафты”.