Египет вместо Турции


В Египте у МТС есть реальный шанс стать победителем – ведь в конкурсе не будут участвовать известные своей агрессивностью Vodafone и Orascom, а стартовая цена входа на египетский рынок на порядок ниже, чем в Турции, размышляет содиректор аналитического департамента ОФГ Алексей Яковицкий. “В данном случае МТС стоило бы думать не о цене, а о том, чтобы завладеть активом”, – добавляет управляющий партнер ACM-Consulting Михаил Алексеев. Тем не менее даже стартовую цену третьей лицензии не назовешь низкой – $5,58 на душу населения, отмечает руководитель аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов. Лицензии на российские регионы доставались операторам по $1–2 на душу населения, при этом ARPU в этих регионах тогда составляло $15–20, вспоминает аналитик “Атона” Надежда Голубева. В Египте же МТС, даже если одержит верх в конкурсе, сможет начать работать не раньше 2007 г., а к этому времени ARPU там будет не выше $6–7, считает она. Впрочем, Богданов обращает внимание на общую недооцененность египетского рынка. По его словам, акции местных операторов торгуются сейчас по ценам, близким к бумагам МТС и “Вымпелкома”, рентабельность по EBITDA у MobiNil также примерно соответствует уровню российских операторов (49%), зато выручка египетских компаний растет более высокими темпами.

Как стало известно “Ведомостям”, МТС подала заявку на участие в конкурсе по продаже третьей GSM-лицензии в Египте. Еще осенью прошлого года Владимир Евтушенков, председатель совета директоров и основной владелец крупнейшего акционера МТС – АФК “Система”, говорил об интересе корпорации к египетскому сотовому рынку. А в середине февраля директора Национального совета по регулированию телекоммуникаций (НСРТ) Египта одобрили условия конкурса. По словам пресс-секретаря МТС Галины Истратовой, право участия в нем обошлось компании в $25 000, а стартовая цена лицензии составила $430 млн. Кроме того, победитель обязан будет ежегодно отчислять НСРТ 3% от выручки в стране. Срок подачи технических заявок истекает 17 апреля, а конкурс состоится в июне. Согласно официальной информации министерства коммуникаций и информтехнологий Египта, участвовать в тендере могут операторы, работающие не только в стандарте GSM, но и CDMA.

Интерес к египетскому рынку Истратова объясняет его высоким потенциалом роста. По оценкам МТС, в конце 2005 г. сотовой связью пользовалось лишь 17% египтян, а к 2010 г. их будет 55% (в России этот показатель уже превышает 88%). Лишь к 2010 г., по оценкам Informa Telecoms & Media, египетский рынок достигнет стадии насыщения, а его объем составит $5 млрд.

МТС однажды уже пыталась выйти в дальнее зарубежье, участвуя в декабре в конкурсе на покупку второго сотового оператора Турции – Telsim. Попытка оказалась неудачной: россиян обошли сразу несколько компаний (в том числе ближневосточные MTC, Orascom и Uluslar Arasi), а победителем стал британский Vodafone, предложивший за выход в Турцию $4,35 млрд. Однако в МТС первой неудачей не смущены. “Мы отдаем себе отчет, что участвуем в забеге вместе с мировыми игроками, многие из которых имеют избыток денежных средств и ищут им применение, – сказал “Ведомостям” президент МТС Василий Сидоров. – Но за последние 10 лет мы накопили опыт работы на быстро растущих рынках с низким ARPU и считаем, что можем составить полноценную конкуренцию этим игрокам”. “К тому же в данном тендере нам не придется конкурировать с Vodafone, поскольку он уже работает в Египте”, – улыбается он.

Не собирается в Египет и крупнейший российский конкурент МТС – “Вымпелком”. “Для нас приоритетны страны СНГ, к тому же нам надо разобраться с недавними покупками на Украине, в Таджикистане и Узбекистане”, – говорит пресс-секретарь “Вымпелкома” Юлия Остроухова.

Выходить в дальнее зарубежье МТС рассчитывает при поддержке местных партнеров, знакомых со спецификой работы на этих рынках, – “это сделает наши возможности намного более широкими”, надеется Сидоров. В Египте такое партнерство будет иметь дополнительную ценность: египетский регулятор обещает рассматривать заявки от консорциумов, объединяющих зарубежные и местные компании, в приоритетном порядке.