Короны российской империи


Выставку “Российские императоры и Оружейная палата” открыли сразу на двух площадках – в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Все равно экспозиционных площадей оказалось не слишком много, а сколько есть. Поэтому пришлось брать зрителей не числом экспонатов, а умением составить из них блестящую картину. Выставку делали к 200-летнему юбилею, на который были приглашены директора крупнейших музеев мира – кремлевских партнеров, и не трудно предположить, что перед взыскательными коллегами нашим музейным работникам особенно хотелось показаться в лучшем виде. Кажется, это получилось – баланс между научной строгостью и зрелищностью соблюден единственно, кажется, возможным способом: лучшие экспонаты выставлены в строгом соответствии с продуманным сценарием.

Каждому из российских самодержцев от Петра I до Николая II отдан раздел выставки. Под парадным портретом императора демонстрируются предметы, участвовавшие в его коронации, инсигнии (символы императорской власти), личные вещи, посольские дары, полученные во время его правления, драгоценные военные трофеи. Плюс к этому, что очень удачно, коллекции, которые по императорскому велению были приобретены для Оружейной палаты и музея в палатах бояр Романовых, – это позволило показать на выставке вещи более древние, чем Российская империя. Отдельный сюжет – история самой Оружейной палаты в архитектурных проектах и императорских указах.

У этой выставки явно выраженный монархический дух. Русские императоры представлены на ней как мудрые хранители государственных древностей. Например, Екатерина II в своем указе особо подчеркивала, что сохранять для потомков пристойно только вещи, “которые в диковину”. Таких диковин на выставке предостаточно.

Стограммовый розовый турмалин над двумя тысячами алмазов на короне Анны Иоанновны производит на потомков сильное впечатление. Как и коронационный костюм Петра II (золотое шитье по серебряной парче), и огромные изумруды в навершиях жезлов верховного церемониймейстера или восхитительные седло и стремена, привезенные к русскому двору послом турецкого султана после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Конечно, все это подлинные свидетели русской истории, реликвии, но у зрителей они вызывают самую простую и очень естественную реакцию – изумление перед истинной роскошью и невообразимым императорским богатством. Даже если об этом богатстве свидетельствует какая-нибудь сущая мелочь вроде пуговицы. Потому что и пуговица тут золотая, инкрустированная, 400-летней давности.

Драгоценные экспонаты заставляют зрителя ходить по выставке пораженным зевакой, их блеск отвлекает от серьезных мыслей, от назидательности экспозиции. Разве только у витрины, где демонстрируются привезенные из лондонского Музея Виктории и Альберта бриллиантовые броши-банты, проданные когда-то по дешевке большевиками, удивляешься недальновидности первого советского правительства.

Впрочем, когда выходишь из Кремля в город, где историческая застройка и архитектурные памятники в последнее десятилетие массово исчезают на наших глазах ради чьего-то быстрого обогащения, понимаешь, что новой власти и новым богатым свойственно буквально недооценивать исторические свидетельства.