Налево от Рудинштейна


Церемония, прошедшая в эффектном атриуме отреставрированного Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, была примечательна уже тем, что ее посетило большинство номинантов, причем искренне не зная, получат они приз или нет. Некоторые в итоге обиделись или осерчали, что премии в плюс. Значит, ее тоже хочется получить, а ее секретность на уровне ФСБ. Еще плюс: все сидели не в партере, а за круглыми столами, попивая вино и шампанское, а некоторые даже (рекорд либерализма в современном мире) отчаянно куря. В такой атмосфере вручают свои награды демократичные фестивали в Торонто и Роттердаме. Похожая атмосфера и во время “Золотого глобуса” – но там курить все-таки нельзя.

Главными лауреатами стали: “Солнце” – три статуэтки (лучший фильм, лучший режиссер – Александр Сокуров, лучшая музыка – Андрей Сигле; примечательно, что даже небожитель Сокуров лично прибыл за “Слоном”, сказав на сцене, что именно критики всегда его поддерживали), “Первые на Луне” – три (лучший сценарий – Александр Гоноровский и Рамиль Ямалеев, лучшая работа художника – Николай Павлов и Валерий Лукинов, лучший фильм-дебют – режиссер Алексей Федорченко), “Гарпастум” Алексея Германа-мл. – две (лучший оператор – Олег Лукичев, лучшая мужская роль – Данила Козловский), “Требуется няня” Ларисы Садиловой – одна (лучшая женская роль – Марина Зубанова), “Статский советник” Филиппа Янковского – одна (лучшая женская роль второго плана – Оксана Фандера), “Бедные родственники” Павла Лунгина – одна (лучшая мужская роль второго плана – Сергей Гармаш).

Лучшей документальной картиной признана “Блокада” Сергея Лозницы. Лучшей анимационной – “Гора самоцветов” (это цикл, руководителем которого является Александр Татарский). Лучший зарубежный фильм в российском прокате – каннский триумфатор “Дитя” братьев-бельгийцев Дарденн. Специальная (единственная предназначенная представителю своей профессии) премия имени Мирона Черненко (недавно умершего долголетнего главы гильдии киноведов и кинокритиков) присуждена директору Музея кино Науму Клейману. Кстати, изгнанный из Киноцентра музей возобновляет-таки, пусть в ограниченном формате, свою деятельность – в кинотеатре “Салют” возле станции метро “Академическая”.

Случайно или нет, но именно в этом году, сменив спонсора (Марка Рудинштейна на Александра Роднянского, Игоря Толстунова и др. – то бишь компанию “Кинотавр” на канал СТС и компанию опять же “Кинотавр”, которую теперь возглавляют те же Роднянский с Толстуновым), премия критики впервые за восемь лет показала себя наконец-то радикальной – каковой и должна быть премия критиков в отличие от премий академических. Похоже, союз с Рудинштейном, возникший восемь лет назад, был ошибкой. Нельзя было принимать в качестве названия критического приза брэнд, давным-давно существующий и котирующийся как частная инициатива Марка Григорьевича. Нельзя было верить Рудинштейну, когда он обещал, будто бескорыстно дарит брэнд критикам, а его фирма будет только продюсером церемонии. Рудинштейн – человек замечательный, один из тех, кто спас российское кино в 90-е гг., но по-хорошему безумный и непредсказуемый. Премия под названием “Золотой овен” тоже продолжает существовать, и теперь в форме премии Рудинштейн лично делает приятное особо избранным киноджентльменам – не понимая, что уже на будущий год его (лишившаяся авторитетного экспертного совета) премия утратит всякий, тем более престижный смысл.

В итоге и “Овен” Марка Григорьевича, которого вручали месяц назад, и “Орел” Никиты Сергеевича приветили “9 роту”, а “Белого слона” критиков – при четырех номинациях – она так и не получила. Я не к тому, что согласен с таким решением. Я лишь к тому, что премия критики отличилась иным выражением лица и явно не стремилась показаться ведущим продюсерам. Поощрив в итоге авторское кино. Успех “Солнца” логичен. Успех “Первых на Луне” (фальсифицированного, якобы документального расследования того, что наши достигли Луны еще в 1937-м), при всем моем уважении к этому проекту, слегка завышен, достоинства “Гарпастума” занижены. Как и в случае фильмов “9 рота” (приз бы хотя бы за дебют!), “Космос как предчувствие” и “Коля – перекати поле” (они не взяли ничего при трех-четырех номинациях каждый). При этом общее впечатление от премии не изменилось бы: она все равно поддержала кино авторов.

Строго говоря, единственная сегодня претензия к премии – ее сроки. Критические премии, дабы привлекать интерес, должны вручаться в декабре – до официальных профессиональных (каковых в Америке до “Оскара” тоже много – скоро такие возникнут и у нас: премии гильдий актеров, режиссеров, продюсеров и т. д.).

В этом году прекрасного дятьковского слона вручили аж в марте из-за упомянутой смены спонсора. Впрочем, одну академическую церемонию “Белый слон” все-таки опередил. “Ника” – лишь в ближайшую пятницу, нет, не 13-го, 17-го.