День прощения


Владимир Путин в апреле 2005 г. предложил провести упрощенную легализацию капиталов, накопленных в прежние годы. Перед владельцами нелегальных капиталов он предложил поставить всего два условия: деньги должны быть внесены на счета в российские банки, и с них надо уплатить 13% подоходного налога.

Уже почти 12 месяцев чиновники пытаются выполнить поручение президента. Минфин в минувшем августе подготовил проект закона “Об упрощенном декларировании доходов граждан”, но при обсуждении его в правительстве выяснилось, что условия амнистии многих министров не устраивают.

В феврале Минфин представил кабинету новый план, но Минэкономразвития обнаружило в нем техническую неточность и попросило внести изменения, рассказывает замруководителя налогового департамента Минфина Александр Иванеев. Окончательно согласованный со всеми ведомствами проект закона внесен в правительство в минувшую пятницу, сообщил он.

Процедура упрощенного декларирования отличается от той, которую предлагал президент. Гражданину достаточно будет прийти в налоговую инспекцию и заявить о том, что у него есть незадекларированные доходы. Уплатив с легализуемой суммы 13%-ный налог, человек получит свидетельство, что в пределах задекларированной суммы он больше ничего не должен государству и освобождается от штрафов, пеней и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

Банки в схему упрощенного декларирования было решено не включать, чтобы избежать расследования происхождения легализуемых доходов, объясняет другой чиновник Минфина. По закону о противодействии легализации преступных доходов любая финансовая операция на сумму свыше 600 000 руб. должна стать объектом внимания финансовых разведчиков. “Из-за этого многие граждане не решились бы заявлять о своих доходах”, – объясняет он.

Другим стимулом для легализации припрятанных от государства денег будет восстановление контроля за крупными расходами граждан, отмечает кремлевский чиновник. По его словам, никаких законопроектов на этот счет пока не существует, но принципиальное согласие всех ведомств достигнуто.

Руководитель Экспертного управления президента Аркадий Дворкович поясняет, что срок подачи “упрощенных” деклараций завершится 1 апреля или 1 мая 2007 г. А замминистра финансов Сергей Шаталов заявил вчера, что пока Минфин не оценивал возможные бюджетные поступления от налоговой амнистии.

Затрудняются в оценках и экономисты. “На массовый приток капиталов рассчитывать не стоит”, – полагает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. “Сомневаюсь, что здравомыслящий человек решится заявить о своих деньгах на предложенных условиях”, – говорит президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко. Даже если бы условия декларирования были лучше, идея налоговой амнистии в России обречена, уверен он: “Доверия к государству нет: сегодня чиновники “простят” налог, а завтра придут с проверкой к тем, кто рассказал о своих деньгах”.

Не знает, на кого рассчитан законопроект об амнистии, и налоговый менеджер нефтяной компании. Крупные предприниматели и так располагают ресурсами, чтобы узаконить все свои деньги, “и давно это сделали”, рассуждает он. А у обычных граждан с 2001 г. есть возможность задекларировать свои доходы под 13%, просто уплатив подоходный налог. “Такая амнистия будет интересна разве что чиновникам, зарплата которых заметно ниже, чем их реальные доходы”, – рассуждает попросивший об анонимности предприниматель. Власти и не рассчитывают, что на призыв легализовать доходы откликнется много людей, говорит кремлевский чиновник: “Задача этой акции – не собрать миллиарды рублей, а показать гражданам, что государство им не враг”.