НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Кто. Что. Как


Все, кто так или иначе знаком со стратегическим менеджментом, знают нескладный термин БИХАГ – переписанную на кириллице английскую аббревиатуру BiHAG (Big Hairy Audacious Goals, “большие, волосатые, амбициозные цели”). Его придумали Джим Коллинз и Джерри Поррас, соавторы бестселлера “Построенные навечно”. Профессор Лондонской бизнес-школы Константинос Маркидес творчески обогатил эту идею, собрав в своем трехлетнем исследовании массу примеров ее применения в современном бизнесе. Оказывается, в компании BodyShop уже давно существует ОЧХИ – отдел чертовски хороших идей, куда любой сотрудник, у которого есть идеи, как улучшить компанию, может позвонить и довести свое мнение до топ-менеджеров. В компании АВВ действуют более чем 5000 профит-центров со схожими функциями, а в ОМ Ехсhangе, первой частной бирже в Швеции, не существует, как пишет Маркидес, ни формальной иерархии, ни каких-либо административных уровней – каждый является “сотрудником c одинаковыми правами (но с разной ответственностью)”.

Две эти книги объединяет не только схожесть подходов к исследованию бизнеса, но и язык, лишенный академизма и наукообразия. Более того, Маркидес время от времени явно издевается над теми, кто придумывает заумные термины. Например, он пишет о том, что в литературе, посвященной бизнесу, можно встретить разные названия, обозначающие ментальную модель. Всех особо любознательных он отсылает к примечаниям, где собрана наиболее полная, на мой взгляд, библиография по современному стратегическому менеджменту, а также указаны серьезные исследования в этой области. Так что приятно, что у американских ученых, таких как Гэри Хэмел и Питер Сенге, появился достойный европейский конкурент.

Впрочем, полемика с коллегами ведется Маркидесом не явно: большая часть книги посвящена проблеме поиска инновационных стратегий. Он утверждает, что существуют некоторые простые, но фундаментальные принципы, присущие каждой успешной стратегии: так, принципы успешной стратегии Мiсrоsоft, по сути, совпадают с принципами, которые 100 лет назад выдвинули в лидеры отрасли Sears. “Мой вывод в том, – полагает Маркидес, – что, понимая эти основные принципы, любой менеджер может использовать их для выработки успешной стратегии”.

Главный посыл книги – “превосходная стратегия, в основном заключается в обнаружении и использовании уникальной стратегической позиции в сфере деятельности компании и в то же самое время – в непрекращающемся поиске новых стратегических позиций” – напоминает поиск вечного двигателя. Маркидес считает, что новые стратегические позиции появляются постоянно. По его мнению, “новая стратегическая позиция – это просто новое жизнеспособное сочетание кто/что/как”: это может быть новый потребительский сегмент (новый “кто”), новое предложение стоимости (новое “что”) или новый способ в распределении или производстве продукта (новое “как”).

В качестве примера реализации такого подхода он приводит партнерство Edward Jones со штаб-квартирой в Сент-Луисе, штат Миссури. Новая стратегия позволила фирме развиваться со сверхъестественной скоростью: с 1981-го Edward Jones ежегодно расширялась на 15%, не делая при этом никаких приобретений. “Мы выбираем индивидуальных, а не институциональных клиентов, – объяснили автору свой подход руководители фирмы. – Мы покупаем надежные ценные бумаги и долго храним их, вместо того чтобы пытаться максимально увеличить комиссионные от сделок. Вместо больших контор в крупных городах у нас маленькие офисы в небольших населенных пунктах, чтобы клиенту было удобно. Обслуживаются наши офисы одним человеком”.

В книге много схем, разгадывать которые порой очень трудно. Однако в этом, на взгляд автора, есть позитив. Он уверен, что именно “схема может помочь получить то, что нужно: способность непрерывно воспринимать наш мир и общаться таким образом, чтобы эти взаимозависимости становились очевидны”.

Маркидес пишет о том, что большинство идей он обсудил с сотнями руководителей фирм по всему свету. “Они не соглашались и спорили со мной и помогли структурировать мои мысли намного лучше, чем я сумел бы сделать это сам”, – заключает он. Наверное, большинство читателей тоже смогут поспорить с профессором из Лондона, и это хорошо, ведь в споре, как гласит поговорка, рождается истина.