Десять дней премьер и бенефисов


Собственный именной фестиваль появился у балета Мариинского театра шесть лет назад. Каждый год его программу диктуют не столько кассовые, сколько искусствоведческие предпосылки. Импортные звезды танцуют в России аутентичного Петипа, демонстрируют эталонные образцы Баланчина и других классиков ХХ в. Местные любимицы выходят партнершами варягов. Менее именитые солисты осваивают экзотические варианты классики. “Мариинский” фестиваль стремится учесть интересы всех, и редко бывает, что вместо объявленной звезды N обнаружишь на сцене артиста кордебалета Y: здесь почти исключены внезапные отказы, болезни, нелетные погоды и другие экстремальные обстоятельства, обезобразившие аналогичные начинания.

Мартовская слякоть и нечищеные подступы к Мариинке не пугают рафинированных звезд: театр нашел общий язык даже с руководством Opera de Paris – компании, чьи профессионализм и самомнение могут соперничать только с питерскими. Поэтому самые недоступные французские этуали в марте ежегодно перебираются на север чуть ли не в полном составе. В этом году в заключительном гала-концерте фестиваля (он пройдет под патронатом Натальи Макаровой) будет танцевать Аньес Летестю – эталон французской балетной элегантности. Жозе Мартинез, чье имя в России выучили благодаря его феерическому успеху в “Треуголке” Большого театра, в Петербурге появится без кастаньет – специально для фестиваля он выучил питерское “Лебединое озеро”, в котором ему доверили носить на руках наше все – Ульяну Лопаткину. Однако уже сейчас можно прогнозировать, что самый большой ажиотаж возникнет вокруг “Дон Кихота” с Матье Ганьо. Этот продолжатель знаменитой балетной династии так потряс воображение парижан искрами своих заносок и блеском маслиновых глаз, что в 20 лет был провозглашен этуалью. За два года он стал обладателем огромного репертуара и не меньшего количества травм, которые неоднократно откладывали его российский дебют.

Алина Кожокару, 25-летняя румынская звезда лондонского Royal Ballet с дипломом Киевского хореографического училища, танцует в Москве и Петербурге по нескольку раз в сезон, но это только увеличивает интерес к каждому ее спектаклю: сегодня никто в мире не умеет танцевать самые затертые балеты так, будто их поставили для нее. Но ей приготовили, пожалуй, самый сложный профессиональный экзамен, четырехактную реконструкцию “Спящей красавицы” 1890 г.: хотя бы только вынести на себе всю парчу, бархат, шелк, туфли, парики и короны – тяжелое испытание.

Солист Большого театра Николай Цискаридзе фестиваль почти не пропускает, в труппе к нему привыкли относиться как к своему и удостоили персонального фестивального бенефиса вместе с двумя звездами Мариинки – Фарухом Рузиматовым и Игорем Зеленским. Программы этих вечеров засекречены, но известно, что мужчины не стали повторять рискованный эксперимент мариинских балерин, которые в прошлом году выступали в созданных на заказ балетах, – они готовят тот репертуар, в котором пользуются наибольшим успехом.

Зато поволноваться придется на двух премьерах, которые театр приурочил специально к фестивалю.

В наше время, когда мир лишился великих хореографов, “Мариинский” на целый вечер доверяется молодым: москвич Никита Дмитриевский выбрал “Мещанина во дворянстве” Рихарда Штрауса; благодаря петербуржцу Алексею Мирошниченко Леонид Десятников теперь дебютирует и в балете (“В сторону Лебедя”); американский ассистент Уильяма Форсайта Ноа Д. Гелбер представляет опус на музыку Шостаковича – “Шинель по Гоголю”.

А откроется фестиваль новым балетом проверенного авторитета –Пьера Лакотта. Этот француз, несколько лет назад вернувшийся в моду благодаря постановке “Дочери фараона” в Большом театре, прославлен спектаклями-фантазиями на сюжеты легендарных балетов XIX в. Его особенной любовью пользуется эпоха романтизма, одним из знаковых балетов которой была “Ундина”. Этот балет Жюля Перро (в России больше известный под своим вторым названием “Наяда и рыбак”) и заказал французу Мариинский театр, не желающий отставать от международной балетной моды.