Миллионы для изобретателей


АФК “Система” в ближайшее время утвердит планы создания венчурного фонда. “Это точно будут сотни миллионов долларов”, – говорит о размерах фонда президент корпорации Александр Гончарук. “Ничего подобного в России еще не было”, – заявил “Ведомостям” вице-президент АФК “Система” по науке и инновациям Денис Муратов. По его словам, окончательное решение о создании фонда будет принято в двухмесячный срок.

Представители других инвестфондов считают, что “Система”, скорее всего, создаст фонд прямых инвестиций, а не венчурный фонд. Как пояснил менеджер по инвестициям Norum Helios Fund Александр Власов, венчурные фонды обычно инвестируют во вновь созданные инновационные компании, а фонды прямых инвестиций – уже на этапе роста. “Часто в России говорят о венчурных фондах, а понимают фонд прямых инвестиций, – признает он, – классических венчурных фондов здесь всего раз, два и обчелся”. Если же “Система” действительно создаст венчурный фонд в $200–300 млн, то им будет непросто управлять – ведь инвестиции в каждый начинающийся проект (стартап) не превышают нескольких миллионов долларов, а сотню компаний сложнее контролировать, предупреждает Власов. Муратов говорит, что фонд не будет ограничиваться исключительно стартапами, а займется также и покупкой, развитием и доведением до международных стандартов уже существующих проектов.

“Сейчас все задумались о венчурных фондах, даже государство”, – признает управляющий директор Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев. Он считает, что основная проблема в венчуре – не поиск денег, а умение найти достаточное количество правильных проектов по превращению знаний в прибыли.

Свой венчурный фонд “Русские технологии” в 2003 г. создала “Альфа-групп”, он занимается инвестициями в информационные технологии и телекоммуникации, и сейчас его объем составляет $50 млн. Управление крупным венчурным фондом требует привлечения профессиональной команды, а сейчас свободных профессионалов на рынке нет, предупреждает гендиректор “Русских технологий” Михаил Гамзин. Он вспоминает, что у “Системы” уже был один венчурный проект – “Система Венчур”, но он не был венчурным фондом, “это технологически ориентированная компания без понятного статуса”. Гамзин надеется, что создание “Системой” венчурного фонда поможет развитию рынка инноваций.

Муратов соглашается, что отчасти из-за отсутствия механизмов дальнейшего финансирования инноваций и применения результатов деятельности “Системы Венчур” внутри АФК этот проект не всегда приносил ожидаемый эффект. Сейчас “Система Венчур” также подвергнется реструктуризации.

О создании паевого фонда для инвестиций в информационные технологии в конце 2005 г. объявил “Финам”. Пресс-секретарь “Финама” Владислав Кочетков считает, что венчурный фонд поможет “Системе” создать для себя своеобразный инкубатор проектов, а большой размер фонда позволит охватить множество сегментов рынка – от интернет-проектов и разработки программного обеспечения до производства бытовой электроники и электротехники. Кочетков ожидает, что “Система” будет отбирать интересные для других своих подразделений активы, а остальные – продавать стратегическим инвесторам или выводить на IPO. Но, как возражает Гончарук, фонд будет существовать строго по коммерческим законам и никаких предпочтений другие подразделения корпорации не получат.