Рекламщикам меняют правила игры


Последние два открытых аукциона по продаже прав аренды рекламных мест в Нижнем Новгороде – в августе 2005 г. и в январе 2006 г. – не состоялись, так как победители тендера отказались платить предложенные ими же суммы. В итоге бюджет города не получил десятки миллионов рублей (за право аренды 34 мест, выставленных на аукцион в январе, фирмы-победители обещали заплатить 53,3 млн руб.). По итогам первого конкурса заключать договоры аренды рекламных мест отказались “Рекард Медиа”, “Норд-Вест Продакшн” и “Ритон”, предложившие максимальные цены, а по итогам второго – “Ритон” и “Связьстрой-НН”. Спустя полтора месяца после проведения аукциона не заключены договоры и с другими победителями – рекламными агентствами “Хорека-НН” и “Рим”. Фирмы-победители отказались от комментариев, а проигравшие участники предположили, что они выкупили места по завышенным ценам и отказались платить, чтобы затем на закрытых торгах распределить места между собой.

В начале этой недели мэрия Нижнего внесла в гордуму проект постановления о внесении изменений в “Правила размещения средств наружной рекламы в Нижнем Новгороде”. Сегодня на заседании комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству депутаты приступают к рассмотрению этих изменений. Как следует из проекта постановления (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), мэрия предлагает начальную цену права аренды рекламного места устанавливать на основании отчета об оценке (сейчас – по формуле, содержащейся в “Правилах размещения средств наружной рекламы”), а размер задатка увеличить до 20% (сейчас – 10%) от начальной стоимости права аренды. По мнению чиновников, это позволит предотвратить ситуации, когда победители аукционов отказывались от подписания договоров купли-продажи права аренды рекламных мест, теряя при этом минимальные суммы задатка, составлявшие 300–500 руб. при стартовой стоимости права аренды 3000–5000 руб.

Финансовый директор группы компаний Uni Group Дмитрий Любомиров говорит, что увеличение задатка приведет к тому, что на рынке наружной рекламы останутся только сильные игроки. По его оценкам, стартовая стоимость права аренды не должна превышать 20% от рыночной стоимости годового размещения. А заместитель гендиректора “NewsOutdoor Нижний Новгород” Татьяна Архипова считает, что предпринимаемые мэрией меры кардинально не изменят ситуацию. “Если есть компании, нацеленные на блокирование аукционов, то сумма задатка их вряд ли остановит”, – говорит Архипова. По ее мнению, необходимо менять саму систему аукционов – например, проводить конкурсы предложений. Сопредседатель Рекламного совета Нижегородской области Наталия Земскова-Шамба отмечает, что целесообразнее ввести в формулу дополнительные коэффициенты, и добавляет, что с вступлением в силу нового федерального закона о рекламе местные правила для наружки вообще надо будет переписывать.