УРОКИ ЭКОНОМИКИ: В засаде на мистера Дарси


Схватка за Лондонскую фондовую биржу (LSE) напоминает сюжет романа Джейн Остин. Мисс LSE едва успела провести реорганизацию структуры собственности, чтобы выйти в светское общество, как получила и отвергла нежеланное предложение загадочного скандинава ОМ (оператор нескольких бирж на севере Европы). Герр DB (Немецкая биржа) был достаточно настойчив в своих попытках, но его сватовство провалилось, когда он был лишен наследства своей семьей. Лихой барон Euronext всегда держался в тени. Сам родом из Парижа, он вел бизнес в Амстердаме, владел португальским имением и изящной резиденцией в Лондоне – Liffe (международная биржа фьючерсов и опционов). Но, вручив свою визитную карточку, он так и не сделал предложение.

Грубый, но богатый провинциал Macquarie (австралийский банк) объявил о своих притязаниях, но влиятельные люди ясно дали ему понять, что он никогда не будет принят в приличном обществе. На прошлой неделе влиятельный и предприимчивый американец, мистер Nasdaq (американская торговая система), попросил руки нашей героини. Застенчивая LSE отказала и ему, но мы почувствовали, что она ведет хитрую игру. Ведь слияние родословной старого мира с интеллектом и деньгами нового мира спасло уже не одну династию.

Другим претендентам остается принять вызов. Господин NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа), главный соперник мистера Nasdaq, кажется, уже на пути в Лондон. Он происходит из одной из лучших манхэттенских семей, даже более консервативной, нежели семья мисс LSE, но до сих пор не оправился от последствий отставки своего жадного дворецкого, мистера Грассо.

История близится к развязке. Миссис Клара Ферс (гендиректор LSE) скоро увидит свою очаровательную воспитанницу идущей к алтарю. Только на последней странице мы узнаем, кто же ее там ждет.

Почему так долго ждать? Во времена Остин благородные семьи всегда наводили справки о прошлом и о материальном положении тех, за кого они выдавали отпрысков. Так и должно быть.

Экономика бирж сложна. Биржи являются естественными монополиями, ведь и покупателей, и продавцов тянет туда, где заключается больше всего сделок. Но предоставление площадки под торги может стать бизнесом, только когда есть реальный сконцентрированный в одном месте рынок. К примеру, арт-рынок Нью-Йорка существует, но единой площадки нет и купить ее нельзя.

Трейдинг – очень выгодное дело, но он требует поддержки многих вспомогательных сервисов – листинга, клиринга, брокерских и информационных услуг. Бизнес, который мы зовем “биржа” и который когда-то помещался в здании, где велись торги, сейчас представляет собой некую комбинацию всех вышеперечисленных функций.

Различные биржи предлагают различные комбинации. Nasdaq, Deutsche Borse и LSE – все это как будто бы схожие предприятия, расположенные в разных местах. Но в реальности это разные бизнесы, у которых в перспективе не будет географических ограничений. Конкурентное преимущество Nasdaq в его технологиях, бизнес Deutsche Borse основан на доминировании в области клиринга и расчетов по сделкам.

А что же представляет собой LSE? Громкое имя и наследство в форме традиций. Мистер Nasdaq будет не первым женихом, которому придется выложить кругленькую сумму всего лишь за громкий титул. Но этот тип покупателей обычно не жалеет о своем выборе. (FT, 13.03.2006, Антон Осипов)