ВОПРОС ДНЯ: Как спросить бизнесменов?


Можно опросить 5000–10 000 предприятий и получить правильный срез мнений. Но я не совсем уверен, что такие решения должны приниматься на основе исследований вроде “65% за и 35% против”. Чтобы решение удовлетворило всех, чтобы сбалансировать ущерб одних и выгоды других, нужен консенсус, в ходе достижения которого будут согласовываться параметры этого налога. Для этого и нужны профессиональные институты, выражающие интересы бизнеса.

Алексей Гражданкин, замдиректора “Левада-центра”

Эта идея будет обсуждаться внутри РСПП, “ОПОРы”, “Деловой России”. Конечно, этими организациями список не ограничится. Мы планируем широкое привлечение экспертного сообщества, налоговых юристов, практикующих в этой сфере, компаний, не входящих в профессиональные сообщества, бюджетных экспертов. Может быть, это обсуждение послужит катализатором новых оригинальных идей.

Сергей Беляков, замруководителя налогового комитета РСПП

Существует прекрасная возможность спросить каждого предпринимателя по отдельности – через налоговую службу, в стандартных бланках которой несложно предусмотреть вопрос о том, как поступить с НДС. Спрашивать через объединения предпринимателей удобнее, но эти объединения представляют интересы среднего и крупного бизнеса, в то время как мелкий бизнес, как правило, не консолидирован. Естественно, стоит не просто спросить предпринимателей, а провести анализ последствий по различным видам предпринимательства.

Илья Кондратьев, гендиректор компании “Феликс”

Никак. Предпринимательский класс страны очень по-разному относится к тому, насколько законно надо вести бизнес. Если искать консенсус, может оказаться, что большинство за сохранение НДС только потому, что махинации с этим налогом – часть их бизнеса. Многие выскажутся за НДС не по экономическим причинам, а из логики “под НДС мы приспособились и хотя бы знаем, сколько денег нам не вернут, а с новым налогом будут всякие нестыковки и проблемы”. Если есть политическая воля – надо делать.

Виктор Макушин, президент группы МАИР

Почему бы не попросить ВЦИОМ сделать опрос среди предпринимателей? Это опытная организация, которой по силам сделать репрезентативную выборку из разных отраслей, сфер деятельности, регионов.

Сергей Борисов, президент “ОПОРы России”