Аналитики пошли в рост


Фондовые рынки стран ЕМЕА показали в 2005 г. феноменальные результаты: индекс MSCI по этому региону вырос на 46,2%, а Россия стала безусловным лидером. Индекс MSCI Russia прибавил 69,9%, а индекс РТС – 83% (акции в США – всего на 3,8%, а в развитых странах Европы – на 21,7%). С приходом международных инвесторов повысились спрос на аналитику по странам региона и требования к ней, констатируют авторы опроса.

Первое место в регионе ЕМЕА заняла объединенная команда Deutsche Bank – UFG. Ее аналитики заняли одно из трех призовых мест в 10 категориях, причем трижды – первое. Прошлогодний лидер UBS – второй, третье место разделили три банка (см. таблицу), а “Атон” впервые попал в десятку лучших (7-е место).

Лучшей командой в России участники опроса четвертый год подряд назвали аналитиков “Ренессанс Капитала”, которую возглавляет Роланд Нэш. Себе в актив они могут записать рекомендацию “покупать” акции “Газпрома”, подорожавшие в 2005 г. на 102%, и исследования потребительских компаний, атакующих акциями фондовый рынок. Среди достижений команды Стивена О’Салливана из UFG (1-е место в категории “Нефть и химия”) – апрельский отчет по “Транснефти”, в котором он особо отметил эффективную бизнес-модель и стабильный рост прибыли компании. С того момента по конец 2005 г. акции “Транснефти” выросли на 175%. Стивена Дашевского и его “нефтяных” коллег из “Атона” клиенты ценят за анализ фундаментальных факторов. А их оценки и рекомендации по “Лукойлу” и дубайской компании Dragon Oil, работающей в Каспийском бассейне, позволили получить в 2005 г. доход в 96,2% и 190,6% соответственно.

Вклад в признание Citigroup (1-е место, “Банки”) внес Дмитрий Виноградов, в мае перешедший туда из Brunswick UBS. Прогнозируя рост потребительского кредитования, он регулярно повышал целевые ориентиры по акциям Сбербанка (+171,2% за год). Ценят аналитиков не только за оптимизм, но и за осторожность. Алексей Яковицкий и Макс Коэп (Deutsche – UFG, 2-е место, “Телекоммуникации”) весь год рекомендовали воздерживаться от покупок акций МТС, указывая на замедление роста выручки и прибыли. Акции выросли лишь на 2,9%.

“За последние пять лет качество аналитических исследований выросло на порядок”, – говорит партнер лондонского хедж-фонда Altima Partners Александр Шварцкопф, участвовавший в опросе. Исследования российских компаний становятся лучше год от года, соглашается управляющий директор Pharos Financial Group Майкл Хэйвуд: “Я не стал бы даже сравнивать сегодняшнюю аналитику с той, что была до кризиса 1998 г.”.

“Лидеры покрывают практически все сектора экономики, – поясняет Шварцкопф. – Но у каждой команды аналитиков свой конек: одна хороша в макроэкономике, другая – в потребительском секторе”. Качество зависит от сектора, в котором работает интересная компания, и от ликвидности ее бумаг, подчеркивает Хэйвуд: “У меня нет недостатка в аналитике по “голубым фишкам”, а вот о компаниях второго эшелона я хотел бы знать больше”. Новые идеи интересуют и Шварцкопфа – например, в каком-нибудь непопулярном и малоизученном секторе экономики. Хэйвуд уверен, что брокеры выполнят его просьбу, – их подстегнет растущая конкуренция.

“Спрос на хороших аналитиков по России значительно превышает предложение, и их стоимость постоянно растет”, – жалуется Роланд Нэш из “Ренессанс Капитала”. Но сколько “Ренессанс” платит 46 сотрудникам аналитического управления, он не раскрывает. “В России сильные аналитики, занимающие верхние строчки в рейтингах, стоят $1–2 млн в год и больше”, – утверждает управляющий партнер хедхантинговой компании RosExpert Игорь Шехтерман.