“Фуд-мастер” штурмует Урал


Совладелец “Фуд-мастера” Андрей Алексеев сообщил “Ведомостям”, что в 2006 г. компания инвестирует в развитие ресторанов, трактиров, кафе и столовых около 698 млн руб. и приоритетным регионом станет Урал. Основная часть инвестиций, рассказал ресторатор, будет потрачена на открытие столовых “Вилка-Ложка” и трактиров “Жили-Были” в крупных городах Урала: в Перми и Челябинске – по четыре заведения и в Екатеринбурге – шесть. По словам Алексеева, в этих городах компания намерена открывать точки в людных местах или бизнес-центрах как с нуля, так и путем поглощения местных игроков, что позволит холдингу быстро войти в число местных лидеров рынка. Уже в апреле планируется открыть несколько столовых и трактиров в центре Екатеринбурга на улице Вайнера, говорит Алексеев, с владельцем здания заключен договор аренды. Сообщить его название и параметры сделки он отказался. “Мы делаем ставку на формат русской кухни, поскольку эта ниша на Урале практически не занята”, – пояснил Алексеев. Прочие форматы – “Кофе-сан”, “Гриль-мастер” и другие – “Фуд-мастер” пока тиражировать не будет, потому что здесь “сетевым путем развивается как раз американский и японский фаст-фуд: “Росинтер” и “Якитория”. Инвестиции предполагаются за счет собственных средств компании – 30%, а также облигационного или вексельного займа – 70%, сказал Алексеев. По его подсчетам, открытие новых ресторанов и повышение эффективности обслуживания позволит компании за год увеличить выручку на 220% и довести ее до 2 млрд руб.

Участники рынка и аналитики считают оправданным проект новосибирцев.

Гендиректор пермской сети ресторанов “Карусель” Александр Володин согласен с тем, что масштабные инвестиции помогут “Фуд-мастеру” занять лидирующие позиции на Урале. “Конкуренция среди местных игроков на рынке фаст-фуда невысокая, позиции столичных сетей недостаточно сильны, а потребительский спрос превышает предложение”, – поясняет Володин.

Ниша демократических столовых и трактиров легко приживется в Челябинске, добавляет маркетолог челябинской сети пиццерий “Помидор” Светлана Кнор. Местные участники рынка не смогут быстро отреагировать на появление нового игрока и “Фуд-мастер” успеет закрепиться на Урале, говорит она.

Уральский рынок фаст-фуда привлекателен для вложений, считает аналитик “Финама” Сергей Харченко, а инвестиции в открытие стационарной точки, как правило, окупаются не дольше 1,5–2 лет. “У городов Урала значительный потенциал для роста фаст-фуда – насыщенность рынка пока не превышает 10% от реальной потребности”, – утверждает эксперт.

C Харченко согласен исполнительный директор агентства ресторанного консалтинга “Ресткон” Андрей Петраков. “Вилка-Ложка” и “Жили-Были” – удачные демократичные форматы, – говорит он. – А присутствующие на уральском рынке крупные сети – “Макдоналдс” и “Ростикс” – не составят особой конкуренции, поскольку занимают нишу американской кухни”.

Директор департамента долгового финансирования БК “Регион” Олег Дулебенец полагает, что выход “Фуд-мастера” на рынок публичных заимствований не сулит компании больших перспектив. “Из российских игроков ресторанного бизнеса только “Росинтер” c оборотом в $100 млн выпустил облигации, – говорит Дулебенец. – А облигации и векселя региональной сети с оборотом меньше $50 млн и не слишком раскрученным брэндом вряд ли будут востребованы рынком”.

Намерения “Фуд-мастера” подтолкнули интерес к уральским городам и других новосибирских компаний. “Ресторанный рынок Челябинска совершенно свободен, а в Екатеринбурге преобладают дорогостоящие заведения, – говорит гендиректор компании “Ресторатор” Олег Ионко. – В течение двух лет я намерен вывести на рынок Екатеринбурга свой ресторан европейской кухни People’s [средний чек – 300 руб., около 200 посадочных мест]”.