Клиент дороже истории


“От передачи информации о себе в кредитное бюро, как правило, отказываются заемщики, сомневающиеся в способности вернуть кредит вовремя или не уверенные в сохранении конфиденциальности информации”, – говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. Но большинство банкиров это не смущает. Например, в Банке Москвы, Промсвязьбанке и “Межпромбанке плюс” уверяют, что не стали ужесточать условия кредитования для клиентов, не согласившихся на передачу информации о них в кредитное бюро. А вот сотрудник одного из отделений Сбербанка предупредил, что отказ от передачи информации в БКИ и вовсе может привести к отрицательному решению о выдаче банком кредита.

Для выполнения закона о кредитных историях банкам не обязательно находить столичного партнера. Из 10 компаний, внесенных в реестр Федеральной службы по финансовым рынкам, только половина находится в Москве. Два бюро работают в Санкт-Петербурге, по одному – в Казани, Тольятти и Тюмени. И хотя как минимум с одним из бюро каждый банк обязан заключить договор, поставляют информацию туда отнюдь не все кредитные организации. Так, зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов признался, что никакой информации о своих заемщиках его банк в кредитное бюро пока не передавал. “На сегодня еще никто из наших клиентов не изъявил такого желания, а мы не сильно на этом настаиваем”, – объяснил он.

По словам гендиректора Национального кредитного бюро Александра Викулина, из 409 кредитных организаций предоставили данные о заемщиках только около 160 банков. У Объединенного кредитного бюро, говорит его гендиректор Татьяна Иванова, этот показатель составляет 68 из 160 кредитных организаций. Зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев не удивлен такой статистикой. “Банки знают все о своих заемщиках. И начать делиться этой информацией – настоящий альтруизм”, – поясняет он. Поэтому в Думе сейчас готовят поправку в закон, чтобы банк не только был обязан направить информацию в бюро с согласия заемщика, но и спросить у клиента – а желает ли тот передачи сведений в БКИ.

Тем более что число готовых на такое согласие растет. Если в июле – августе таковых было около 30% клиентов, то сейчас – более 60%, делится результатами своих исследований старший вице-президент Промсвязьбанка Валерий Кардашев. Реально же при выдаче кредитов информация из кредитных бюро начнет приниматься во внимание не раньше чем через год – только тогда накопится необходимый ее массив, отмечает директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев. А первый зампред правления “Межпромбанк плюс” Игорь Лысенко и вовсе считает, что по-настоящему заметным эффект от системы БКИ станет через 2–3 года.