КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Добить ЮКОС


Сделать из мухи слона непросто. Не менее сложной задачей оказалось и превратить в ничто самую дорогую компанию страны.

Атака на ЮКОС и его владельцев началась в 2003 г. Но Михаил Ходорковский создал крепкую компанию. Разрушить ее оказалось совсем не просто, хотя усилия были предприняты беспрецедентные. Наступление шло по всем фронтам. ЮКОС был обезглавлен: глава компании и основной совладелец оказался за решеткой, а большинство других акционеров и топ-менеджеров покинули страну. Налоговые претензии на $27,5 млрд уронили стоимость самой дорогой российской компании с $40 млрд до $3,7 млрд. Продажа главного добывающего актива ЮКОСа, “Юганскнефтегаза”, привела к тому, что добыча компании сократилась вчетверо – до 20 млн т в 2005 г. Все счета и активы ЮКОСа арестованы, поступающие деньги списываются в счет уплаты долгов, а нефть продается только на внутреннем рынке, потому что у компании нет денег на оплату экспортных пошлин и ее транспортировку. ЮКОС перестал инвестировать в добычу, а на своих заводах, оставшихся без работы после продажи “Юганска”, за копейки перерабатывает нефть “Роснефти”.

После такой атаки выжил бы не каждый, но ЮКОС оказался живучим. Даже оставшись без руководства, денег и основного актива, он не только не умер, но и по-прежнему остается крупной компанией: по итогам прошлого года – седьмой в стране. Он уже выплатил большую часть налогового долга – $21,5 млрд. И наверняка вскоре погасил бы оставшиеся $10 млрд (из них в суде доказана лишь часть – $6 млрд). Рекордные цены на нефть помогли бы ему выкарабкаться. А если государство позволило бы компании продать “лишние” заводы, то расплата была бы не за горами.

Но, похоже, оставлять заключенному Ходорковскому и его партнерам все еще привлекательные активы в планы Кремля не входило. Тем более что они очень пригодились бы “Роснефти”, нынешней владелице “Юганскнефтегаза”: госкомпании катастрофически не хватает собственных НПЗ, чтобы перерабатывать нефть “Юганска”.

Добивать ЮКОС нужно было быстро, чтобы вдруг не успел расплатиться. Самый удобный вариант – банкротство – был невозможен. Ведь президент Владимир Путин уверял, что государство в банкротстве ЮКОСа не заинтересовано. Но выйти из некрасивой ситуации государству помогли западные банки. Они потребовали банкротства ЮКОСа в суде, хотя вряд ли получили бы свои деньги назад в случае запуска процедуры – место банкиров в хвосте очереди кредиторов. А вчера стало известно, что они уступили юкосовские долги “Роснефти”. Теперь госкомпания может со спокойной совестью сделать то, от чего открещивался президент. А живучему ЮКОСу наверняка не удастся раздать долги.