Молодо и глупо


Камнем преткновения стал закон о первом контракте (contract premiere embauche), принятый в начале марта этого года. Его цель – упростить трудоустройство молодых людей в возрасте до 26 лет. Он дает работодателю право в течение первых двух лет работы молодого специалиста уволить его без объяснения причин. Французские работодатели неохотно нанимали молодых людей, в частности, из-за невозможности их уволить, что привело к высокому уровню безработицы среди французской молодежи (до 23% по статистике минтруда страны).

“Либерализация рынка труда – это общеевропейская тенденция последнего десятилетия”, – говорит Робин Чейтер, генеральный секретарь Федерации европейских работодателей. 90% французских служащих работают на основе постоянных трудовых контрактов. В этом случае испытательный срок длится всего полтора месяца (для сравнения: испытательный срок в Германии составляет 6 месяцев, в Дании – от 9 до 12 месяцев, в Британии – один год). “Уволить штатного сотрудника во Франции очень трудно”, – говорит Станислав Шекшня, профессор бизнес-школы INSEAD в Фонтенбло. Во-первых, для этого должна быть очень весомая причина, а во-вторых, увольняемому должно быть выплачено выходное пособие на сумму, эквивалентную его 12–24-месячному заработку. К тому же решения об увольнении, как правило, обжалуются в специальных судах, которые часто становятся на сторону работника, а разбирательства длятся в среднем 12 месяцев. Доходило до курьезов. Шекшня припомнил пример с транснациональной компанией – производителем лифтового оборудования, где он работал. Ей пришлось в 1990-е гг. закрыть штаб-квартиру в Париже. Новый гендиректор – американец объявил, что ее будут закрывать, подразумевая, что некоторых сотрудников переведут, а некоторых – уволят. Сотрудники объединились и начали переговоры о “социальном плане” – предусмотренном законодательством перечне условий, на которых сокращаемые работники согласны уйти. Ситуацию удалось уладить лишь через 18 месяцев. Затраты компании на решение вопроса с 80 штатными сотрудниками превысили $200 млн.

Негибкость рынка труда во Франции приводит к высокому уровню безработицы, которая составила в 2005 г. 9,7% населения, особенно среди молодежи. Даже выпускники Сорбонны с трудом находят работу. “Возникает феномен скрытой безработицы. Некоторые студенты учатся больше 10 лет, только потому что не могут найти себе работу. Принятый закон – это маленький шаг в правильном направлении”, – считает Шекшня. Особенно если оценивать его в общеевропейском контексте, соглашается Чейтер. Во Франции трудовое законодательство и так одно из самых нелиберальных в Европе. “Только, пожалуй, в Швеции оно жестче по отношению к работодателю”, – говорит Чейтер.

“Очень плохо, что потенциально самая прогрессивная часть населения выступает против реформ”, – говорит Шекшня. Впрочем, не все учащиеся выступают против. “Студенты бизнес-школы INSEAD положительно относятся к либерализации рынка труда во Франции”, – утверждает Шекшня. Впрочем, их можно понять: как правило, это люди, готовые стать хозяевами своей судьбы. К тому же большинство из них все равно уезжают работать за границу.

“Студенты недовольны, потому что под предлогом борьбы с безработицей ущемляют права всех молодых людей”, – говорит Николай Ермошкин, консультант компании Cisco в Париже. “Действительно, молодые люди с трудом находят себе работу во Франции, но те, кто надеется ее найти, хотят получить те же права, что и их старшие товарищи. Протестующие считают, что правительство пытается решить проблему 20% непригодных для труда людей, но ставит под угрозу права всех остальных”, – полагает он. Позиция студентов находит поддержку в широких слоях французского общества. По данным французской социологической компании BVA, 65% французов поддерживают протестующих.

Студенты боятся, что новый закон приведет к меньшей стабильности на рынке труда, и не хотят терять свои права, говорит Чейтер. “Они по-прежнему мыслят в рамах модели пожизненного трудоустройства. Но такая модель рынка труда осталась в прошлом. Слишком либеральное законодательство, в свою очередь, может создать проблемы. Если увольнять сотрудников будет слишком просто, работодатели будут стремиться всех превратить во временных работников”, – отмечает Чейтер. Это неизбежно приведет к социальным проблемам. Поэтому очень важно достичь баланса между уровнем занятости в стране и уровнем социальной защиты населения. “Во Франции этот баланс серьезно нарушен в сторону интересов работников, а в США – в сторону работодателей, – говорит Чейтер.– Если же искать сбалансированные трудовые законодательства, то следует обратить внимание на страны Восточной Европы – Чехию, Словакию, даже Россию”.

В августе прошлого года во Франции были приняты поправки в законодательство, которые позволили компаниям, в которых работает менее 20 человек, разрывать трудовые отношения с сотрудниками на предлагаемых молодым специалистам условиях – т. е. без объяснения причин. По данным соцопросов, проведенных французским институтом IFOP, со времени нововведений в стране было создано 335 000 новых рабочих мест, треть из которых – исключительно благодаря либерализации закона.