Овощи в погонах


Через месяц правительство утвердит пакет антиинфляционных действий. Об этом чиновники договорились вчера на заседании в Белом доме. Минэкономразвития поручено свести предложения министерств и ведомств. Министр Герман Греф уже представил коллегам наброски пакета. В отличие от Минфина, считающего, что инфляцию толкает прежде всего избыточная денежная масса, Минэкономразвития в представленных на правительство материалах утверждает, что “инфляция сегодня – это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на рынках товаров и услуг”. К ним относятся проявление эффектов локальных монополий, удорожание затрат (инфляция издержек), действие монетарного фактора и увеличение доходов населения.

В этом русле и составлен набор действий. Предлагается продлить на 2007–2008 гг. действующие ставки акцизов на нефтепродукты и отменить тариф на бензин. Январско-февральский взрыв цен на продукты питания вызвал у Минсельхоза желание снизить вдвое – до $70 за тонну – импортную пошлину на сахар-сырец, сократить или отменить на три месяца ввозные пошлины на овощи и фрукты, а может быть, разрешить их ежегодное снижение с 1 января по 1 мая. Предложение ФСТ состоит в разработке мер по снижению издержек естественных монополий и введению предельных ориентиров роста тарифов для населения. Минпромэнерго берет на себя переговоры с генералами нефтянки “о целевых индикаторах роста цен на бензин и дизтопливо” на два ближайших года.

Нашлась работа и милиции. МВД в паре с ФАС начнет регулярные проверки рынков для снижения уровня их криминализации и выравнивания условий конкуренции. Уже без посторонней помощи, но опираясь на еще не написанный закон ФАС заставит нефтяников декларировать структуру цен и затрат по всей цепочке от добычи сырья до реализации нефтепродуктов, представлять список перепродавцов и транспортную логистику. Замминистра экономразвития Андрей Белоусов рассчитывает, что премьер Михаил Фрадков после утверждения правительством антиинфляционного пакета поручит подготовить сетевой график, в котором будут сроки разработки нормативных актов и ответственные за это ведомства. Это позволит осуществлять еженедельный мониторинг мероприятий по реализации ведомствами антиинфляционного пакета.

Эксперты отзываются о мерах неоднозначно. Дмитрий Рылько из Института конъюнктуры аграрного рынка полагает, что появление людей в погонах в торговых рядах окажет психологическое воздействие на продавцов, но лишь в краткосрочном плане. “Но, оставаясь в рамках рыночной экономики, долго так продолжаться не может”, – говорит он. Проблема, по мнению Рылько, в том, что инфляцию разгоняют не сельхозпроизводители, а оптово-розничная сеть: торговая наценка по всем видам продуктов растет намного быстрее. Эксперт предполагает, что такой эффект вызван переходом к супермаркетам, которые, “как ни парадоксально, увеличили издержки для входа”. Пошерстить криминальную связку администраций рынка с бандитами надо, считает депутат Андрей Самошин. Но для эффективного подавления инфляции, по его мнению, государству полезнее проводить товарные интервенции, а на рынке коммунальных услуг содействовать появлению альтернативных операторов, что подорвет монопольные позиции муниципальных служб. Валерий Нестеров из “Тройки Диалог” крайне удивлен желанием ФАС контролировать издержки нефтяных компаний. Компании, говорит он, и так декларируют затраты своей отчетности по международным стандартам. Предложения же ФАС опасны тем, что, получив сугубо конкурентную информацию, федеральный орган не сможет ее удержать и она станет общедоступной. “Аналогов такого законодательства я не знаю, – утверждает Нестеров. – Это противоречит понятию коммерческой тайны”.

Руководитель ФСФР Олег Вьюгин не ставит под сомнение необходимость борьбы с монополизацией рынков и прочих мер обуздания инфляции. Однако, на его взгляд, произошел перекос: с ЦБ спрашивают за реальный курс рубля, а за инфляцию отвечает Минэкономразвития. Должно же быть наоборот, полагает Вьюгин. Минэкономразвития формирует наилучшие условия развития экономики и одним из элементов тут является разумный курс рубля – иначе можно допустить угнетение экономики и снижение темпов роста. А ЦБ должен больше думать о монетарных источниках инфляции, рассуждает Вьюгин: “Тогда бы [председатель ЦБ] Сергей Игнатьев больше думал о сути денежной кредитной политики”.