Накопить на безбедную юность


И все же финансисты советуют обособлять детские деньги. Это дисциплинирует родителей, говорит директор аналитического управления ИК “Ренессанс Капитал” Алексей Моисеев. А исполнительный вице-президент Газпромбанка Анатолий Милюков считает, что заботливому родителю следует составить план целевых инвестиций. Ссылаясь на азы индивидуального планирования, он утверждает, что оптимально и безболезненно для текущего потребления семьи можно откладывать 10–15% ежемесячного дохода.

Кубышка для младенца

Младшему сыну сотрудника компании “Михайлов и партнеры” Андрея Иванова всего четыре года, старшему – 14 лет. Иванов готовится вложить $20 000–30 000 в акции второго эшелона примерно на 10 лет. Инвестиции целевые – для детей. Деньги, вырученные от продажи бумаг, заранее расписаны: оплатить образование, обеспечить стартовый капитал. По его словам, идея заблаговременной финансовой подготовки к взрослению детей позаимствована у приятеля, который сразу после рождения дочери купил пакет акций второго эшелона – “на вырост” малютке.

Однако подобные действия для россиян являются скорее исключением. Многие родители рассчитывают на то, что их финансовое положение позволит помочь детям без каких-либо предварительных заготовок. Гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко рассказывает, что в свое время не стал специально откладывать деньги для своей дочери, четко представляя, что бюджет семьи спокойно выдержит расходы на предвузовскую подготовку, а если потребуется – и на обучение ребенка на платном отделении университета. По его мнению, копить деньги на образование стоит людям с невысоким достатком, чьи текущие доходы не позволят без ущерба для семьи оплачивать услуги репетиторов и платных вузов.

Кому рулить

Целевые детские деньги можно откладывать “под матрац”, можно управлять ими самостоятельно, а можно доверить это профессионалам – каким-нибудь финансовым институтам. Иванов, например, собирается действовать самостоятельно. Он планирует использовать, по его определению, “траншевый принцип”: вкладывать деньги года на три, с учетом ситуации реструктурировать детский портфель, добавлять в него по 2–3 акции.

Начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов не уверен, что этот путь всем подходит: не каждая семья сможет спокойно взирать на колебания рынка акций, ведь амплитуда взлетов и падений достигает порой 20–30%. Тем же, кто не из пугливых, он рекомендует формировать портфель из самых надежных акций. На российском рынке к таким, по его мнению, относятся бумаги “Газпрома”, Сбербанка, РАО ЕЭС, “Лукойла”, которые на отрезке 10–15 лет принесут хорошую доходность.

Если человек твердо уверен, что сможет регулярно, из месяца в месяц, откладывать детские деньги, он может попробовать управлять своими средствами сам, поскольку профессиональное управление небесплатно, считает Моисеев. Но, отмечает он, такой родитель должен понимать, что все риски он берет на себя: это как при покупке квартиры – можно нанять агента и оплатить его услуги, а можно с риском напороться на мошенников самому давать объявления, тратить на поиски время и силы. Кроме того, существует важный психологический момент, известный всякому финансисту: родители по отношению к своим детям стараются избегать всяких рисков, а сторонние управляющие не заражены родительскими эмоциями и разумный риск допускают, замечает Моисеев.

Аналитики по-разному оценивают допустимый для детских накоплений риск. По мнению начальника департамента анализа и ценообразования Бинбанка Игоря Розанова, вопрос сохранности здесь стоит на первом месте, а приумножения – вторичен. Первый замгендиректора СО “Прогресс” Владимир Бабаев также полагает, что детские накопления – это стратегический резерв и основная задача родителей – сохранить “заложенное в хранилище” и по возможности уберечь от инфляции. Председатель совета директоров УК “Тройка Диалог” Павел Теплухин, напротив, убежден, что чем младше дети, тем более рискованные портфели можно формировать: при вложениях на 10–15 лет возможные потери можно успеть компенсировать.

Нефть детям противопоказана

Список детских инструментов, доступных заботливым российским родителям, небогат – хватит пальцев на одной руке, чтобы их пересчитать. Эти средства можно доверить банкам или страховым компаниям, самостоятельно вложить в ценные бумаги: облигации, акции, паи.

Тремасов предупреждает, что для инвестирования детских денег категорически не подходят сырьевые рынки (нефть, золото и т. д.). Цены на них подвержены цикличности и за то, где они окажутся как раз в тот момент, когда встанет вопрос оплаты образования вашего ребенка, – на пике или на дне, – ни один аналитик не поручится, объясняет он.

Такой традиционный до недавних пор способ сбережений и накоплений, как вложения в наличную валюту, аналитики тоже всерьез не рассматривают.

Сейчас рублевые активы вне конкуренции, подтверждает Тремасов, но никто не может поручиться, что за 10–15 лет тенденции на валютном рынке останутся неизменными. Сергей Стукалов, гендиректор “Проспект Монтес Аури”, полагает, что “с валютами мудрить можно”, только если заниматься этим профессионально.

Банковские депозиты в качестве резервуара для детских денег у аналитиков вызывают вопросы. “Класть деньги на депозит неразумно, так как стоимость образования будет расти быстрее, чем проценты по депозиту”, – считает Моисеев. А вот Милюков депозит полностью не отметает, но искренне советует размещать туда только те деньги, которые могут вскоре понадобиться.

Немало отечественных страховых компаний предлагают как специальные детские, так и обычные накопительные программы, позволяющие получить определенную сумму ко времени “Х”. Сумму в $50 000 (примерно столько стоит сейчас обучение в хорошем вузе) можно накопить за 11 лет, если ежегодно откладывать $3000, и за 24 года, откладывая по $1000 в год, сообщили в страховых компаниях “Уралсиб” и “Альянс Росно Жизнь”.

Одним из плюсов таких программ Бабаев считает правила страховых компаний, которые “не позволяют легкомысленно прервать процесс накопления”. Досрочно вывести деньги можно лишь с потерей дохода, а иногда и части вложенной суммы. Однако таким образом страховщики лишают клиента возможности управлять средствами, предупреждают эксперты.

Другое преимущество страхового накопления заключается в том, что компании обязуются выплатить ребенку деньги, даже если его родитель не смог завершить выплаты по причине утраты трудоспособности или смерти.

Но доходность и уровень гарантий у страховщиков ниже, чем в банке, указывает на недостатки программ страхования Тремасов. Накапливать деньги лучше с помощью других финансовых институтов, считает Теплухин.

Педагогический пай

В качестве оптимального варианта большинство аналитиков называют паевые инвестиционные фонды. Нет более эффективного способа вложений, если вы непрофессиональный инвестор, считает Милюков.

Рекомендации Теплухина, также агитирующего за ПИФы, носят не только академический характер. Сам он в свое время открыл в фонде “Добрыня Никитич” личные счета на имя своих детей, 10-летней дочери и 15-летнего сына, и дал распоряжение бухгалтерии своей компании ежемесячно перечислять на них часть своей зарплаты. Такой способ инвестирования – вкладывать понемногу, но регулярно – самый грамотный с экономической точки зрения, утверждает он. Плюс экономия времени: один раз открыл счет – и можешь забыть о нем, плюс воспитательный и образовательный элемент для детей, добавляет Теплухин. Его старший сын уже проявляет интерес к процессу накопления, пытается рассчитать доходность, оценить эффективность, в общем, учится считать деньги.

Похожую воспитательную идею решил реализовать и один из сотрудников “Ведомостей”, ставший отцом этой зимой. Всю сумму пособия при рождении ребенка он собирается инвестировать в паи ПИФов, а потом на наглядном примере учить мальчика азам инвестирования.

По оценкам аналитиков, средняя доходность фондов акций составит за 15 лет 15–20% годовых, смешанных фондов – 15%. Заботливым родителям, которых нервируют краткосрочные колебания рынка, он рекомендует выбирать фонды смешанных инвестиций, лучше интервальные. По мнению Стукалова, детские деньги стоит примерно в равных долях разместить в фонды акций и облигаций. “И забыть о них, особо не отслеживать ситуацию и не перевкладываться”, – советует он. С точки зрения Милюкова, наиболее оптимальны для детских целей индексные фонды: при условии ежемесячных вложений в течение 10–15 лет инвестор с очень большой вероятностью окажется в плюсе.

Родителям, приступившим к подсчетам будущих доходов, еще раз напомним о рисках, связанных со столь долгосрочным инвестированием. Лучше заключать договор с управляющим на год – на три, советует Тремасов, и в случае серьезного ухудшения экономической ситуации просто вывести деньги, по крайней мере с фондового рынка.

Эксклюзив

Перед некоторыми родителями проблема, как накопить детям на образование или сколотить для них стартовый капитал, не стоит. Для них более актуален вопрос, как передать капитал своим чадам, уберечь его от изъятия либо от дележа при разводе, рассказывает директор по маркетингу “Уралсиб банк 121” Валерий Чумаченко. К их услугам индивидуальное банковское обслуживание. Банкиры могут предложить такому клиенту персональные схемы накопительного страхования или даже создать для него семейный закрытый ПИФ (на сумму от $1 млн), куда можно передать не только деньги, но и недвижимость, доли в предприятиях, рассказывает Чумаченко. Учредитель такого ПИФа, дав соответствующее распоряжение управляющему, может подстраховаться от того, чтобы подросшие чада бездумно не растратили нажитое непосильным трудом.