Проект “Б”: Цена ошибки


Магия 2008 года вышла за пределы России. По прогнозу BP, цены на нефть (а значит, и привязанные к ним европейские цены на газ) останутся на нынешнем уровне как раз до этого срока, а в 2009 г. могут снизиться. Поневоле задумаешься: не пора ли впасть в священный ужас и воскликнуть древними словами: “Кто же это такой, что и фьючерсы на “Брент” повинуются ему?!”

Да и в послевыборном году BP драматического снижения цен не ожидает. Прогнозы британского гиганта интересны как раз тем, что обычно консервативны, – и раз даже BP падения цен не ждет, то мы, может статься, опять окажемся в шоколаде.

В теории управления есть базовый постулат, который только на первый взгляд звучит парадоксом: если у компании скопилось слишком много наличных денег, значит, менеджмент ее недостаточно предприимчив и станет еще менее эффективен в будущем. Чем больше и мягче финансовая подушка, тем менее чувствительна цена ошибок руководства компании. Когда пуха в подушке достаточно, чтобы заткнуть любую прореху (и при этом удержать чуток в горсти), менеджмент расслабляется. Вместо динамичного развития появляются затратные проекты, суть которых – тешить управленческое эго.

В такой ситуации лучшее – забрать деньги со счетов компании и раздать акционерам через дивиденды: собственники сами решат, как диверсифицировать свои активы. К акционерам ЗАО “Российская Федерация” такой подход неприменим ровно потому, что их (т. е. наши с вами) возможности диверсификации активов за пределы ЗАО ограничены: дома живем, дома по большей части и тратим.

Нефтяная рента не скудеет, и управленцы нашего ЗАО все менее озабочены ценой своих ошибок. В таких случаях долгосрочная стратегия развития становится первой жертвой – принесенной, естественно, на алтарь краткосрочных (либо вовсе частных) интересов. Дальше начинается драка между этими интересами – краткосрочными и уже откровенно частными, и чем дальше, тем мельче и ниже в пирамиде управления. Кто-нибудь верит, что, к примеру, конфликт с General Motors на “АвтоВАЗе” или планы национализации ВСМПО (о которых ходят упорные слухи) являются частью какой-то стратегии? Что кто-то просчитывал долгосрочные последствия? Подушка наличности все спишет. Нефть все смоет.

Проблема с этими ошибками и просчетами (продолжим их так называть для удобства) в том, что они накапливаются и входят в резонанс, переваливая в известный (или, скорее, неизвестный) момент через порог критической массы.

А еще одна проблема в том, что топ-менеджмент нашего ЗАО рискует об опасных для себя переменах просто не узнать вовремя. Да и откуда ему узнать? От совета директоров на Охотном Ряду? Так его члены назначены правлением и по должности обязаны быть счастливы. От миноритариев и аудиторов? Так они скуплены шпионами. Остается полагаться на шестое чувство. И видеть по ночам кошмарные сны об угрозе враждебного оранжевого поглощения. То есть о том, как конкурент предложил рядовым акционерам скромную надбавку к цене за акцию – и как акционеры согласились.