“АвтоВАЗ” изгоняет посредников


О том, что гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский поставил задачу избавиться от фирм-посредников, поставляющих комплектующие на “АвтоВАЗ”, сообщил журналистам директор по качеству автозавода Владислав Матус. Источник в руководстве “АвтоВАЗа” пояснил, что это было “контрольное поручение” гендиректора, а приказ будет подписан позднее. “В первом полугодии будет работать старая система, – рассказал собеседник “Ведомостей”. – Но уже сейчас некоторым поставщикам были разосланы предупреждения о новом порядке закупок”.

Другой источник, близкий к “АвтоВАЗу”, говорит, что сейчас завод закупает комплектующие примерно на 63 млрд руб. в год, а наценка посредника составляет от 2% до 5%. Если бы все комплектующие поставлялись через посредников, в их карманах оседало бы от 1,2 млрд до 3,1 млрд руб. Но поскольку через посредников поставляются далеко не все комплектующие, то сэкономить “АвтоВАЗу” удастся вдвое, а то и втрое меньше. “Посредников у “АвтоВАЗа” больше сотни, – объясняет собеседник “Ведомостей”. – Но я сомневаюсь, что “АвтоВАЗ” сможет избавиться от всех”. Автозавод платит поставщикам через 60–70 дней после поставки, а посредники готовы платить сразу, и далеко не все поставщики готовы пойти на отсрочку оплаты.

По словам собеседника “Ведомостей”, новый порядок поставок коснется прежде всего крупнейших поставщиков металла, работавших с “АвтоВАЗом” через крупных посредников. Сейчас металл на “АвтоВАЗ” поставляют в основном “Северсталь”, Новолипецкий и Магнитогорский меткомбинаты. Представитель ММК рассказал, что его компания работает с “АвтоВАЗом” через компанию “Магтолмет”. Кому она принадлежит, представитель ММК говорить не стал. По его словам, компания уже получила предписание от “АвтоВАЗа” и предупредила об этом ММК. “Мы давно работаем с “АвтоВАЗом” и будем готовы пойти навстречу пожеланиям компании, – говорит собеседник “Ведомостей” в ММК. – Условия прямого контракта будут предметом переговоров”.

Но многие поставщики уже сейчас работают с “АвтоВАЗом” напрямую. Представитель холдинга “Тадем”, поставщика стартеров, генераторов, систем зажигания и резинотехнических изделий на “АвтоВАЗ”, говорит, что через торговый дом “Тадем-Авто” проходят только поставки запчастей на вторичный рынок, а на конвейеры запчасти поставляются напрямую. В управлении по связям с общественностью группы “Сок” также сообщили, что все заводы группы работают с “АвтоВАЗом” напрямую. “Отсрочка оплаты нас не пугает, – говорит представитель группы. – “АвтоВАЗ” – наш давний партнер, и все финансовые отношения с ним давно налажены”.

“Убрать посредников из цепочки поставщиков надо было уже давно, – говорит аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. – Двухмесячная отсрочка для крупных компаний не проблема”. По его словам, быть поставщиком крупного автоконцерна – это вопрос престижа. А для мелких поставщиков можно сократить отсрочку по оплате. “Продавая машины дилерам, “АвтоВАЗ” получает предоплату за те же 60 дней”, – напоминает Смольянинов.