Белорусы голосовали как по нотам


По данным exit-polls, проводившихся аналитическим центром ЭКООМ, за Лукашенко по состоянию на 10.00 МСК проголосовали 84,2% избирателей, за Милинкевича – 2%, Козулина – 1,9%, Гайдукевича – 3,1%. Явка, по данным белорусского ЦИК, превысила 80% уже в 16.00. По данным exit-poll социологической службы Комитета международных молодежных организаций, по состоянию на 18.00 МСК Лукашенко набрал 82,3%, Милинкевич – 4,6%, Козулин – 2,7%, Гайдукевич – 4,2%. Эти данные фактически совпадали с публиковавшимися ранее официальными соцопросами. ЭКООМ и Комитет международных молодежных организаций – единственные две структуры, получившие аккредитацию белорусского Центризбиркома на президентских выборах. Представители оппозиции вчера не сомневались, что таким образом общественное мнение готовят к обнародованию предварительных итогов выборов на следующий день.

Находящийся в Белоруссии председатель федерального политсовета СПС Никита Белых, ссылаясь на личные беседы со специалистами, проводившими exit-polls, заявил “Ведомостям”, что на выходе с участков “около 40% отказываются отвечать на вопросы”. По словам Белых, на участках наблюдается высокая явка, очевидных нарушений нет, однако подсчет голосов проходит без фактического присутствия наблюдателей, т. е. они находятся на таком расстоянии от членов избиркома, что едва ли способны зафиксировать нарушения.

КГБ Белоруссии в начале марта заявил о планах оппозиции организовать госпереворот с использованием фальсифицированных exit-polls и провел аресты сотрудников неправительственных организаций, намеревавшихся их проводить. Несмотря на это, оппозиции все же удалось провести свои exit-polls, заявил “Ведомостям” руководитель штаба Милинкевича, лидер Партии коммунистов Белоруссии Сергей Калякин. “Нам удалось дезориентировать власть, опросы проводят не те, за кем наблюдали спецслужбы, и мы можем уже сейчас сказать, что Лукашенко в первом туре не победил, а Милинкевич набрал до 25%”, – сказал Калякин. Официальное объявление имевшихся у оппозиции данных, по словам Калякина, должно было состояться вчера вечером.

Другие представители оппозиции признавали, что имеющаяся у них информация об итогах голосования носит фрагментарный характер. “Наши сотрудники, готовившиеся проводить exit-polls, арестованы властями, – заявил “Ведомостям” пресс-секретарь Милинкевича Павел Мажейко, – у нас есть лишь информация, которую передают некоторые члены избирательных комиссий”. Лидер поддерживающей Милинкевича Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько признал, что “организовать сбор информации по всей стране невозможно, поскольку те, кто хотел заниматься этой работой, изолированы властями, однако из некоторых районов информация поступает”. На 18.00 МСК у Лебедько была информация, что Милинкевич набрал в Минске около 40% голосов.

Милинкевич вчера обвинил власти в фальсификации итогов голосования. Для этого, по мнению оппозиционного кандидата, используется досрочное голосование. Всего, по данным белорусского ЦИК, в таком голосовании приняли участие 31,5% избирателей. Милинкевич вновь призвал своих сторонников собраться вечером в центре Минска, чтобы “обсудить результаты выборов”. Именно размах намеченной на вечер акции в центре Минска, а не объявленный ЦИК результат будет реальным критерием успеха оппозиции, считает Лебедько. По его мнению, если оппозиции удастся собрать около 40 000 человек, “это будет большим успехом, поскольку люди перестанут бояться”. Однако если число сторонников оппозиции не дотянет до 10 000, то, по мнению Лебедько, власть перейдет к репрессиям в отношении лидеров оппозиции.

Руководитель миссии наблюдателей СНГ Владимир Рушайло заявил вчера, что выборы в Белоруссии “проходят в спокойной деловой обстановке, полностью соответствуют избирательному законодательству, серьезных нарушений, которые могли бы повлиять на исход голосования, нет”. Комиссар ЕС по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила “Ведомостям” в феврале, что “министры иностранных дел ЕС ясно заявили, что Европа серьезно относится к проведению выборов и готова предпринять целенаправленные санкции, если выборы будут недемократичными <...> Любые принятые меры будут ограничиваться лицами, политически ответственными за нарушения демократических стандартов”.