ДОХОДНОЕ МЕСТО: Девелоперы покоряют горы


Для горнолыжников и сноубордистов со стажем московские и подмосковные склоны – скорее горки для разминки перед путешествием в большие горы. А в больших горах совсем иные стандарты формирования как туристической инфраструктуры, так и цен. Так, например, на гору высотой 2000–3000 м туристов доставляют уже не бугельные подъемники, а канатная дорога с вагонетками, вмещающими от 20 до 200 человек.

На территории РФ современных горнолыжных баз не так много, как могло бы быть, утверждают эксперты. В России данный вид туризма и девелоперского бизнеса развивается медленно.

Подмосковье смотрит на Европу

Самые цивилизованные спортивные курорты Подмосковья находятся на севере области, именно здесь есть подходящие для катания на горных лыжах склоны. Известностью пользуются спортивные парки “Волен”, “Яхрома”, “Сорочаны”, “Шуколово”, “Степаново”, “Парамоново”, “Сказка”. Открыты они, как правило, ежедневно, подъемники (канатная дорога, ведущая вверх, на гору) там работают до полуночи, а то и дольше, чтобы успеть принять как можно больше посетителей. По качеству трасс и в целом по обслуживанию эти парки приближаются к европейским стандартам, говорит частый посетитель таких парков и инструктор по горным лыжам союза инструкторов Snowpro Тимур Дегурко.

Курорт “Сорочаны” расположен рядом с деревней Курово, в Дмитровском районе, в 36 км от МКАД. Управляет “Сорочанами” Лига деятелей культуры и спорта. Начало созданию этой базы положил известный горнолыжник, теннисист, музыкант и бизнесмен Леонид Сорочан. Он затеял этот проект в 75 лет, примерно за два года до своей трагической гибели в автокатастрофе.

“Сорочаны” не назовешь дешевым курортом: стоимость ски-пасса – магнитной карточки, которая позволяет пройти через турникет на любой подъемник в парке, – на один час составляет 180 руб. Стоимость трехчасовой карты – 300 руб. Прокат комплекта горных лыж самой высокой категории А стоит 300 руб. в час. Как принято на таких курортах, в залог на время проката оборудования надо оставлять либо деньги (9000–26 000 руб. в зависимости от категории лыж), либо водительское удостоверение или свидетельство о регистрации своего транспортного средства. Занятие с инструктором стоит 700 руб. в час по будням и 900 руб. в выходные. На территории “Сорочан” 10 больших склонов. Среди них есть трассы длинные (до 850 м) и короткие, почти пологие – для новичков – и с переменным рельефом, подходящим для горнолыжников со средним уровнем подготовки. Есть и крутые склоны для асов.

Другой загородный курорт, “Яхрома”, построен и управляется Группой компаний “Конкор”. “В течение трех лет “Конкор” вложила в парк $35 млн, – рассказала коммерческий директор “Яхромы” Наталья Силинская. – И большую часть из этих денег – в инфраструктуру, которая является основной частью проекта и основным источником доходов каждого спортивного курорта”. Мастер-план парка “Яхрома” разрабатывали французские архитекторы. Парк расположен на холмах Клинско-Дмитровской гряды, в 30 минутах езды от столицы, на площади 350 га. Здесь 10 освещенных трасс длиной от 230 до 600 м, оборудованных пятью подъемниками. Проживание в коттеджах, что на территории парка, стоит 5940 руб. в будни и 8580 руб. в выходные дни в двухместном стандартном номере в сутки.

Большинство подмосковных курортов – всесезонные. И это вполне оправданно для инвестора и владельца, который должен получать постоянный доход от своего бизнеса, считает Наталья Силинская. Зима на зиму не приходится, в один сезон катающихся больше, в другой – меньше, а в будние дни подмосковные склоны не заполняются на 100%. По словам Силинской, содержание подмосковного курорта такого уровня, как “Яхрома”, “Волен” или “Сорочаны”, в зимнее время обходится владельцу в среднем в $250 000 в месяц. Доходы же раза в 3–4 превышают расходы.

В лыжном парке “Волен” тоже можно остановиться на несколько дней. Он находится в 46 км от МКАД по Дмитровскому шоссе. В “Волене” есть гостиница на 60 номеров. При гостинице – ресторан, бильярд-бар, спортивный магазин, камеры хранения, автостоянки. На территории парка построены коттеджи в стиле финских и русских домиков. Стоимость двухместного домика или номера в гостинице варьируется от 3000 руб. до 12 000 руб. в сутки в зависимости от категории номеров. В парке 13 трасс для горнолыжников и сноубордистов, самая длинная из них – 450 м. Ски-пасс на 10 поездок стоит около 150 руб. в будни и 400 руб. в выходные. Прокат самых дорогих лыж оценивается в “Волене” по такой схеме: 350 руб. в первые два часа катания, 400 руб. за первые три часа и по 100 руб. за каждый следующий час, более чем за пять часов катания можно сразу заплатить 600 руб. Залог за прокат оборудования составляет 15 000–20 000 руб. Услуги инструктора – 600–750 руб. за час индивидуальных занятий.

В столице тоже есть некоторый выбор горнолыжных трасс. Наиболее популярные склоны – на горе Узкое в Ясеневе, в спортивном клубе “Кант” (ст. м. “Нагорная”). А также спуски на Воробьевых Горах, рядом с Московским университетом. Встречаются также небольшие импровизированные склоны, созданные на общественных началах и непонятно у кого на балансе находящиеся – то ли у районной управы, то ли у какого-либо предприятия.

Один из примеров – горка недалеко от ст. м. “Орехово” на юге Москвы. На ней несколько трасс длиною примерно 150–200 м с перепадами высот 35–40 м (для горнолыжников и сноубордистов это значит умеренно-крутые). Открыта она только в субботу – воскресенье и по праздникам. В остальные дни бесполезно простаивает. Подъемники здесь еще советского образца. Сами трассы неухоженные. Попади такая горка в хорошие, опытные руки (аренда такого склона могла бы стоить 100 000 руб. в месяц, не больше, по словам опытных горнолыжников и инструкторов), она могла бы стать отличным местом для тренировок.

Деньги – в курорты

Как считает Сергей Прокофьев, генеральный директор компании “Красная Поляна” (строит новую горнолыжную базу “Карусель” в Красной Поляне), создание и содержание горнолыжных курортов – доходный бизнес. Но это одновременно и сложный бизнес. Еще много юридических неясностей в российском законодательстве, и сложно прогнозировать затраты инвестора при строительстве курорта, так как горы – это сплошь и рядом непредвиденные обстоятельства.

Менеджер по связям с общественностью Группы компаний “Юмако” Роман Накашидзе считает, что одним из определяющих факторов создания курорта в том или ином регионе является позиция муниципальных властей по отношению к этому виду туризма.

Как правило, основные инвестиции в проект горнолыжного курорта, его инфраструктуру вкладывают крупные компании такого, например, уровня, как “Интеррос” или “Газпром”. Сама “Юмако” строит в Красной Поляне комплекс апартаментов “Катерина Клуб”. “Мы строим отели и продаем их, оставаясь управляющей компанией, – комментирует Накашидзе. – На полученные средства строим новые проекты. И это довольно распространенная схема”.

Наталья Силинская говорит, что доход горнолыжным комплексам приносят не столько сами трассы для катания, сколько инфраструктура – те самые кафе, отели, клубы. Конечно, при правильном менеджменте. Общепит отдельно обеспечивает около 25% всех доходов, которые приносит курорт.

Само же оборудование для трасс стоит дорого. Если курорт претендует на статус современного, то предполагается, что трассы на нем ухоженные, и это тоже стоит денег. Сергей Прокофьев говорит, что окупаемость европейского дорогого подъемника составляет 11–13 лет. Купить же кресельный подъемник можно не меньше чем за $2 млн. 20% от этой суммы займет подведение к трассе электричества. Гондольный подъемник еще дороже – около $7 млн, а “маятник” (две кабины, одновременно перевозящие пассажиров каждая на своем тросе, одна едет на гору, другая вниз, кабины вмещают от 80 до 240 человек) – около $20 млн.

2000 м над уровнем моря

На Красной Поляне запроектировано несколько новых горнолыжных комплексов, рассказывает Сергей Прокофьев. У строящейся базы “Лаура” – коттеджного поселка и комплекса канатных дорог – владелец “Газпром”. Хозяин проекта “Роза Хутор” – “Интеррос”. Как сообщил “Интерфакс”, холдинг в течение 10 лет собирается вложить около $140 млн в курорт “Роза Хутор” в Краснодарском крае на участке площадью 429 га. В этом месте появятся 15 подъемников, общая протяженность трасс составит около 55 км.

Есть также одна трасса у организации “Альпика-Сервис”, принимающая здесь туристов уже не один десяток лет. “Наш новый строящийся комплекс “Карусель” расположится на площади 1920 га”, – говорит Прокофьев. Всего в комплексе “Карусель” будет 70 км трасс. Общий объем инвестиций в проект составит 350 млн евро. А окупаемость курорта такого уровня оценивается в пять лет. Мечта создателей новой “Красной Поляны” – провести подъемник-“маятник”, один из самых дорогостоящих в своем разряде, на вершину горы Черная Пирамида (2375 м) – самую высокую точку в системе хребта Аибга.

Как рассказывает Роман Накашидзе, развитие горнолыжных курортов перспективно и выгодно в таких регионах, как Краснодарский край. Во-первых, уникально расположение самого субрегиона Сочи – горы в часе езды от теплого моря. Во-вторых, местная администрация разработала и подписала единую концепцию развития Сочи как горноклиматического курорта до 2014 г., в том числе с расчетом на проведение здесь в будущем Олимпиады. Туризм – одна из основных статей дохода Краснодарского края после сельского хозяйства.

У подножья Эльбруса

Если окрестности Сочи – экономически успешная зона горнолыжного Кавказа, то Приэльбрусье – скорее заброшенный район, несмотря на все красоты природы. Склоны древнейшей горы-вулкана Эльбрус, ледника Азау и горы Чегет, расположенных в Баксанской долине, наверное, самые живописные на Кавказе. Эльбрус считается высочайшей точкой в Европе – 5642 м над уровнем моря. Здесь можно было бы создать курорт не хуже французского Шамони или “Трех долин”. Но, увы, инфраструктура курорта не развивается. Хотя, конечно, находятся отдельные компании и люди, которые то частный отель откроют, то новую канатную дорогу проведут.

Причины медленного развития Приэльбрусья каждый из наблюдателей объясняет по-своему. Сергей Прокофьев считает, что виной всему политическая нестабильность региона – Кабардино-Балкарии, встревоженной войнами последних лет. Наталья Силинская уверена, что все решает человеческий фактор: не появился еще в этих краях свой инвестор, который влюбился бы именно в это место и захотел бы развивать его. Другие эксперты уверяют, что все зависит от мировоззрения местного населения. Говорят, кабардинцы и балкарцы не видят или не хотят видеть в развитии туризма доходный бизнес. Человек, поднимающийся в гору

и спускающийся с нее несколько раз подряд, выглядит в их глазах смешно и нелепо.

Отправная точка канатной дороги на Эльбрусе – станция “Азау” на высоте 2450 м. Следующая остановка – станция “Кругозор”, 3000 м. Еще выше – станция “Мир”, 3500 м, здесь канатная дорога заканчивается. На кресельном подъемнике и на ратраке можно добраться на высоту 4000 м, до самых маковок Эльбруса, прямо до “Приюта одиннадцати” – место на горе названо так в честь первой группы исследователей, дошедших до этой высоты в начале XX в.

В ближайшем городке Терсколе в частном секторе хозяева берут 100–300 руб. в сутки за комнату. Можно поселиться и прямо в стилобатной части самой станции “Азау”, где оборудованы комнаты с душем и горячей водой. Здесь же, рядом с канаткой, построен небольшой отель “Вершина” (стоимость номеров – от 1000 руб. до 2000 руб.).

Владельцы основной части отелей, кафе и т. д. на Эльбрусе – местные жители. Одним из таких коммерсантов называют балкарца Диму – директора и создателя здешней канатной дороги. Он построил отель под названием “Хижина” между станциями “Азау” и “Кругозор”, подальше от многолюдной поляны, зато поближе к природе. Получился европейский частный отель (только туалет и душ на этаже) с уютной гостиной и камином. Неделя пребывания в этом домике в сезоне-2005 обходилась одному туристу в 4000 руб. Есть она местная особенность: когда канатная дорога закрывается, а она заканчивает работу в 6–7 часов вечера, до “Хижины” приходится либо спускаться с верхних станций на лыжах, либо подниматься 1,5 км в гору со своими лыжами на плече от станции “Азау”.

Вокруг “Азау” и на других станциях расположились самодельные кафе, где можно поесть жирных лепешек с начинкой, называемых хычанами, и выпить чая из горных трав. Кухня здесь – местная достопримечательность, и недорогая: в среднем от 40 руб. до 100 руб. за то или иное блюдо. Часто в этих кафе можно встретить туристов – немцев, итальянцев, французов, которые на Кавказе нередкие гости. Но основной контингент в этих местах все же русские туристы.

Такие разные горы

Традиционные российские зимние курорты – Урал, Кавказская горная система, Алтай, горы Камчатки. Но инструктор Тимур Дегурко считает, что в России сейчас гораздо меньше современных горнолыжных курортов, чем должно и могло бы быть. Например, город Кировск, расположенный в Хибинах, где находятся известные склоны Айкуайвенчорр и Кукисвумчорр, совершенно не ориентирован на туризм. Это скорее рабочий и промышленный город. Вечером там скудный выбор развлечений. Сами склоны в горах оборудованы по большей части техникой еще советских времен (там самый старый кресельный подъемник в России, а может, и в мире).

Наиболее цивилизованные из российских курортов находятся на Урале, например Абзаково-Банное, Завьялиха. А также в Кемеровской области (Шерешеш) и в кавказской Красной Поляне, рядом с Сочи.

Завсегдатаями горных курортов подмечено: катание в России обходится почти в такие же суммы, что и в Европе. Конечно, существуют особенно дорогие европейские курорты, куда меньше чем с 3000 евро лучше не показываться. Но есть также средние по стоимости – примерно 1000–1500 евро в неделю можно обойтись. Примерно такую же сумму можно потратить и в сочинской Красной Поляне, и в горных городках Альп, говорят те, кто побывал на обоих курортах. Даже в Приэльбрусье общий бюджет недельного отдыха в среднем составляет 20 000 руб. – это легко подсчитать, зайдя на любой туристический сайт.

Ломящиеся от сервиса городки Европы, например сияющие от неоновых вывесок улочки альпийского городка-курорта Ле-Дез-Альп, который называют Лас-Вегасом в Альпах, составляют разительный контраст с большинством российских курортов, которые мало-мальски развитой инфраструктурой похвастаться не могут.

Любовь русских завоевали такие места, как Куршевель, Валь-Торанс, Мерибель, Шамони во французских Альпах, делится мнением инструктор по горным лыжам Татьяна Тихоненко из Snowpro. Не менее популярны испанские Пиренеи. А как более дешевый вариант – горы Австрии, Болгарии, Чехии, Турции.

Советы бывалых

Альпы, например, в Церматте, по словам Тимура Дегурко, – один из самых высокогорных европейских регионов, там благодаря нетающим ледникам всегда есть снег и лучше всего подготовлены трассы. Хотя курорт недешевый: общий бюджет поездки на неделю на одного человека составляет как минимум 1000 евро.

Управляющий партнер коммуникационной группы “Модус” Мария Шагурина увлекается сноубордом. На любом горном курорте для нее важны качество трассы, комфортные гостиницы, фитнес, СПА и, конечно, важна стоимость отдыха в целом. В австрийском Бадгастайне под Зальцбургом, по ее словам, неделя пребывания обходится примерно в 2000 евро на человека. Прокат сноуборда на пять дней стоит там 100 евро, подъемник – 40 евро на два часа. Более дорогой курорт в Австрии – Ишголь, здесь неделя может обойтись в 5000 евро.

Региональный директор по маркетингу и связям с общественностью Colliers International Екатерина Кутумова катается на горных лыжах третий сезон. “На курорте Банско в Болгарии стоимость недельной поездки на человека составляет $1100 с перелетом “Аэрофлотом”, трансфером (220 км) и размещением в 4-звездочной гостинице Bansko, – рассказывает она. – В целом о курорте впечатление благоприятное – хороший сервис, интересное катание (трассы в основном проложены в лесу, хорошо подготовлены). Стоимость ски-пасса на неделю составляет $150. Стоимость проката пары лыж на неделю – $130. Однако можно взять оборудование напрокат в небольших горнолыжных школах, что обойдется в два раза дешевле. Занятие с инструктором стоит $35–45. Есть свои минусы, к которым можно отнести, например, недостаток развлечений”.

Курорт Улудаг в Турции, по словам Екатерины Кутумовой, может обойтись за неделю с перелетом “Аэрофлотом” до Стамбула в $900, включая 5-звездочный отель. Отдельно перелет стоит около $300, трансфер (аренда машины и паром через пролив Босфор) – $150, гостиница – $450. Горнолыжный отдых в Турции получается вполне экономным, так как здесь действует система “все включено”. Стоимость ски-пасса входит в стоимость проживания в отеле. Но горнолыжное оборудование на этом курорте старое, само катание не слишком интересное – всего два больших склона. Общих для всего курорта подъемников нет, каждая канатная дорога или любой объект инфраструктуры принадлежит тому или иному отелю. На других имеющихся в округе склонах можно кататься уже за отдельную плату – и немалую. Стоимость одного подъема – $5–15 в зависимости от типа склона. Прокат лыж в отеле стоит $200 на неделю. Услуги инструктора стоят около $50. Aprеs ski – развлечения – еще хуже, чем в Болгарии, т. е. отсутствуют как класс.

Менеджер по связям с общественностью компании Noble Gibbons в ассоциации с CB Richard Ellis Елена Зискинд тоже увлекается горными лыжами. По ее словам, известные “Три долины” объединяют три крупные зоны для катания – Мерибель, Куршевель и Валь-Торанс. Ски-пасс на 11 дней стоит примерно 360 евро на одного человека, он действует во всех трех долинах. Двухчасовое занятие с инструктором – 60 евро. Варианты проживания есть разные: за стандартный номер в 3-звездочном отеле, которых здесь большинство, один турист платит 200–400 евро, в отелях также есть хранилище для лыж, сауна, бассейн, подземные гаражи, за пользование которыми иногда берется дополнительная плата. Распространена сдача в аренду апартаментов (несколько спален, кухня, гостиная с камином), обычно за 2000–4000 евро в неделю в зависимости от их уровня. Из развлечений есть каток, боулинг-клубы, бары, дискотеки, картинг.

Закат Монблана

Альпийские курорты, которые так любят посещать все европейцы, раскинулись на сотни километров вокруг главной альпийской вершины – горы Монблан (4807 м). Горы простираются по территории нескольких европейских государств – Словении, Австрии, Швейцарии, Италии, Франции. По данным журнала National Geographic, население Альп, если собрать вместе все городки и поселки, составляет около 14 млн человек. Горнолыжных курортов здесь около 600. Доход от туризма ежегодно приносит одной только Швейцарии около $10 млрд. Горнолыжные городки в Альпах возникали, как правило, на местах деревушек и получали такие же названия: Шамони, Мерибель, Тироль, Сестриере, Церматт, Санкт-Мориц.

Однако из-за бурного освоения человеком в настоящее время Альпы уже не похожи на идиллическую картину, на которой заснеженные горы высятся над нетронутыми малонаселенными долинами. По прогнозам ученых, многолетнее вторжение в природу этой горной системы вкупе с глобальным потеплением уже вызвало таяние главных альпийских ледников. Как пишет National Geographic, исчезновение ледников приведет и к изменению экосистемы региона, и к переменам в его экономике, которая уже немыслима без туризма. За последние 100 лет Альпы утратили ровно половину своих ледников. А к 2050 г. ученые прогнозируют закрытие 50% ныне существующих горнолыжных баз. В первую очередь проиграют те предприниматели, что построили свои курорты на высоте ниже 1600 м.