Игры со временем


Летом 2002 г. в день, когда акции Affiliated Computer Services (ACS) упали до годового минимума, у ее гендиректора Джеффри Рича был повод для радости: именно в этот день он оплачивал свои акции по опциону ACS. Всего неделей ранее пакет обошелся бы Ричу на 27% дороже. Гендиректору ACS везло с опционами просто фантастически: шесть раз за 1995–2002 гг. он покупал акции, и всегда ему удавалось это сделать накануне роста котировок. Если бы Рич покупал акции по среднегодовой цене, то заработал бы на 15% меньше.

Особенно удачным оказался опцион, который Рич получил в октябре 1998 г. В течение 20 дней до этой покупки акции ACS подешевели на 28%, а в последующие 20 дней выросли на 60%. По словам пресс-секретаря ACS Лесли Пул, опцион был предоставлен Ричу в связи с его назначением на должность гендиректора. Правда, этот пост он занял лишь в феврале 1999 г., но Пул утверждает, что передача управления компанией длилась полгода и Рич получил опцион в преддверии вступления в должность. Если бы он покупал акции в день, когда официально стал гендиректором, бумаги обошлись бы ему вдвое дороже. В Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) компания сообщила об этом опционе лишь через 10 месяцев.

Рич объясняет свое сказочное везение слепой удачей. Но аналитики The Wall Street Journal подсчитали, что вероятность такого совпадения составляет один к 300 млрд. Для сравнения: шанс выиграть в лотерее Powerball по билету за $1 равен один к 146 млн. SEC тоже не поверила в слепую удачу и начала расследование в отношении ACS и еще примерно десятка компаний по подозрению, что даты на покупку опционов устанавливались задним числом. Рич же утверждает, что ничего подобного не допускал, и сам считает махинации с датами покупки “абсолютным злом”. “Мы предоставляли опционы, когда цена акций падала сама собой”, – говорит и Пул.

Компании стали предоставлять своим топ-менеджерам опционы на акции во время бума на фондовом рынке в 90-е гг. Поскольку опционные программы рассчитаны на много лет, некоторые менеджеры до сих пор получают прибыль – в основном за счет акционеров – от “удачной” покупки, сделанной несколько лет назад. Покупка акций по цене ниже рыночной нарушением не является, но может противоречить плану по опционам, принятому акционерами. Раньше компании могли раскрывать информацию о таких сделках через несколько месяцев после их совершения, но с началом действия акта Сарбейнса – Оксли в 2002 г. на это отводится всего два дня.

Бывает, что мошенничество с датами происходит по недосмотру совета директоров. В одной из компаний менеджер решил купить опцион задним числом и подал документ на одобрение совета, рассчитывая, что никто ничего не заметит. В других случаях в подписанном документе было оставлено пустое место для даты либо впоследствии она менялась.

В 1999 г. гендиректор страховой компании UnitedHealth Group Уилльям Макгир получил огромный опцион на акции. Продав всего 5% своего пакета, Макгир заработал $39 млн, а на продаже оставшегося мог бы заработать еще $717 млн. Макгир не просто покупал акции по низкой цене, он сам мог выбрать день для покупки, уведомив об этом в устной форме председателя компенсационного комитета UnitedHealth. Компания не считает это нарушением, а называет “адекватной” политикой компенсаций. Но бывает и по-другому. В 2005 г. гендиректор и два топ-менеджера производителя программного обеспечения Mercury Interactive ушли в отставку. Внутренняя проверка выявила 49 случаев, когда дата предоставления опционов, указанная в документах компании, не совпадала с фактической. Теперь Mercury Interactive, в отношении которой SEC также проводит расследование, собирается пересматривать финансовую отчетность. (WSJ, 18.03.2006, Татьяна Бочкарева)