Кто скупает ЮКОС


Неделю назад, 10 марта, западные банки – кредиторы ЮКОСа подали заявление о банкротстве компании в арбитражный суд Москвы, а уже в среду “Роснефть” выкупила у банков долги ЮКОСа. И теперь эта госкомпания, купившая год назад основное предприятие ЮКОСа – “Юганскнефтегаз”, продолжит начатое банкротство конкурента. Инвесторы реагируют на это по-разному. За первые два дня торгов после заявления о банкротстве ЮКОСа его бумаги подешевели вдвое, но со вторника стали прибавлять в цене: в РТС за три дня котировки поднялись на 42%, на ММВБ за вторник и среду прибавили 51%, но в четверг снова подешевели на 7,65%. В пятницу котировки ЮКОСа в РТС упали на 15,2%, на ММВБ – на 5,2%.

Представитель “Роснефти” отрицает все эти версии и говорит, что “ни сама компания, ни кто-то в ее интересах не занимается спекулятивной игрой на фондовом рынке”. Президент “Роснефти” Сергей Богданчиков находился в командировке, и связаться с ним не удалось. Не верит в причастность госкомпании к скупке акций ЮКОСа и аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. Он считает, что “Роснефти” выгоднее “обанкротить ЮКОС и получить его активы, чистые от долгов”. А слухи на рынке, по мнению Суверова, распускают инвесторы, желающие продать акции ЮКОСа. Эта компания не сохранится в нынешнем виде, уверен и близкий к Кремлю источник “Ведомостей”, а ее основные активы в итоге достанутся “Роснефти” и “Газпрому”.

Эти “американские горки” трейдер МДМ-банка Евгений Волков объясняет попытками участников рынка угадать будущее компании. Среди трейдеров циркулирует слух, что кто-то скупает бумаги ЮКОСа для “Роснефти”, говорит Волков. Например, некоторые клиенты “Уралсиба” покупали ЮКОС на слухах, что менеджеры “Роснефти” собрали пакет акций компании и не будут ее банкротить, добавляет вице-президент отдела продаж “Уралсиба” Александр Захаров. Структуры, близкие к “Роснефти” или ее руководству, собрали 14% ЮКОСа – такой информацией поделились с “Ведомостями” трейдер крупной инвесткомпании, а также инвестбанкир. А близкий к западному руководству ЮКОСа источник оценивает долю структур “Роснефти” примерно в 15% капитала ЮКОСа. “На рынке говорят о диапазоне 15–20%”, – добавляет начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. “Судя по движению акций, скупка ведется интенсивно, и у структур, близких к “Роснефти”, может быть сконцентрировано порядка 20–30% опальной компании”, – считает управляющий портфелем фонда “Ист Кэпитал” Дмитрий Джевала. Он полагает, что “Роснефть” не станет доводить банкротство ЮКОСа до распродажи активов, а “заберет акции компании у его крупнейшего владельца – Hulley Enterprises”. Эта кипрская фирма является соответчиком по иску “Юганскнефтегаза” к ЮКОСу, рассмотрение которого назначено на конец апреля. В случае победы “Юганск” сможет взыскать акции ЮКОСа в счет долга.

В ЮКОСе не смогли прокомментировать эти версии. Два менеджера компании признались “Ведомостям”, что ЮКОС давно потерял контакт с реестродержателем и “М-Реестр” не предоставляет выписки из реестра акционеров даже по запросам ЮКОСа. Впрочем, оба они уверены, что GML Limited (бывшая Group Menatep) по-прежнему контролирует более 60% акций ЮКОСа. О том же говорит Тим Осборн, член совета директоров GML. Получить комментарии в “М-Реестре” не удалось. Источник, близкий к руководству ЮКОСа, полагает, что владельца могли поменять 8,8% акций ЮКОСа, “зависших” на офшорах бывших хозяев “Сибнефти”. Но связаться с их представителями “Ведомости” не смогли.