Кузбасс под Йоркширом

Михаил Абызов купит уголь, чтобы продавать британцам электричество/ В.Волков

Как рассказал “Ведомостям” гендиректор управляющей компании “Кузбассразрезуголь” Михаил Абызов, в пятницу КРУ закрыл сделку по покупке 51% акций британской угольной компании Powerfuel. Сейчас она добычу не ведет. Ее основной актив – шахта Hatfield вблизи города Донкастер (графство Южный Йоркшир, Англия). Разработка шахты началась в 1910 г., в 1993 г. она была закрыта. Извлекаемые запасы – 27 млн т энергетических каменных углей, еще 81 млн т – разведанные запасы, пока не поставленные на баланс. Земля в собственности компании оценивается в 20–25 млн фунтов стерлингов ($35–43 млн).

“Кузбассразрезуголь” получил контроль над Powerfuel, выкупив допэмиссию ее акций. Менее 1% владеет угольный пенсионный фонд, оставшийся пакет – у менеджеров во главе с гендиректором Ричардом Баджем, которого в Англии называют Угольным королем – он скупил большинство шахт в Великобритании во время приватизации 1994 г. и руководил компанией RJB Mining, которая затем была переименована в UK Coal.

Powerfuel Бадж создал на основе шахты Hatfield и собирался в марте 2006 г. провести IPO на бирже AIM (Alternative Investments Market, подразделение LSE для небольших компаний). Он рассчитывал привлечь до 35 млн фунтов стерлингов ($61,5 млн). Но 10 марта Бадж объявил, что не будет проводить IPO, так как получил “гораздо более выгодное предложение”.

По словам Абызова, общая сумма инвестиций КРУ в восстановление добычи составит 110 млн фунтов ($193 млн). Он обещает начать добычу в 2007 г., а к в 2010 г. довести ее до 2–2,5 млн т. Это около 10% прошлогодней добычи в стране – 22 млн т. Но главное – компания владеет лицензией на строительство рядом с шахтой электростанции, которая будет работать на ее угле. “Угольные станции в Европе сейчас практически не строят из-за экологических ограничений, – рассказывает Абызов. – В Британии только четыре таких лицензии, и одна из них – наша”. На продаже электроэнергии на свободном британском рынке компания сможет заработать больше, чем на реализации угля. КРУ собирается построить два энергоблока по 460 МВт и оценивает строительство в 800 млн фунтов ($1,4 млрд).

Резкий рост цен на уголь в последние два года сделал этот проект жизнестойким, сказал Бадж FT. Прошедшей зимой цена газа в Великобритании достигала $1500 за 1000 куб. м. Поэтому 50% электроэнергии производилось из угля, хотя обычно этот показатель не превышает 40%, заявил министр энергетики Великобритании Малколм Викс.

Бадж останется главой компании, хотя новый совладелец получит большинство мест в совете директоров Powerfuel. Кроме того, британские менеджеры будут консультировать КРУ по работе в России.

До сих пор российские компании не имели угольных активов в дальнем зарубежье. Англия – традиционный рынок сбыта для наших углей, отмечает аналитик “Центринвеста” Александр Якубов (КРУ сейчас поставляет 3 млн т ежегодно). “Для “Кузбассразрезугля” это удачный шанс закрепиться на нем, тем более если есть возможность построить собственную электростанцию”, – говорит эксперт. Из-за высоких цен на газ в Европе угольная энергетика на подъеме и это интересный объект для инвестиций, соглашается представитель СУЭК Иван Слепцов. Но его компания покупки за рубежом пока не планирует, предпочитая вкладывать деньги в российские проекты: “Многие наши предприятия нуждаются в серьезном переоснащении, и мы направляем все имеющиеся ресурсы сюда”. О том же говорит и представитель “Мечела”: “Для компании приоритет – разработка кузбасских активов. Но это не значит, что покупки за рубежом исключены”.