Маркионне возрождает Fiat


В 2005 г. прибыль Fiat достигла 1,33 млрд евро по сравнению с убытком в 1,63 млрд евро в 2004 г. Финансовые показатели помогло улучшить, в частности, соглашение с GM, по которому Fiat получила 6,38 млрд евро, продажа доли в энергетической компании Italenergia и реструктуризация долгов. Но, что еще более важно, Fiat Auto – долго находившееся в сложном положении подразделение, на которое приходится 40% выручки группы, – впервые за 17 кварталов зафиксировало операционную прибыль. В последнем квартале прошлого года она составила 21 млн евро по сравнению с убытком в 156 млн евро за тот же период прошлого года.

Маркионне возглавил группу летом 2004 г., когда она находилась в глубоком кризисе, и предложил трехлетний план реструктуризации, целью которого было получить операционную прибыль 2,8–3,3 млрд евро к 2007 г. (в 2004 г. операционный убыток составил 740 млн евро). В 2005 г. операционная прибыль достигла 1 млрд евро.

“Мы считаем, что самый важный показатель – производственная прибыль в 1 млрд евро в 2005 г., – сообщил Маркионне инвесторам в январе. – При этом все подразделения показали более высокую норму прибыли, чем та, что мы наметили для них в июле 2004 г.”.

Одной из первоочередных задач стал выход из неудачного совместного предприятия с GM. Несмотря на то что позиции американской компании на переговорах представлялись более сильными, Маркионне удалось настоять, чтобы GM заплатила 1,55 млрд евро отступных за отказ увеличивать свою долю в Fiat. Это в совокупности с договоренностями с Ford Motor, индийской Tata Motors и другими производителями помогло возродить Fiat, в то время как положение GM продолжало ухудшаться. Одновременно Маркионне провел реструктуризацию управления, избавившись от десятков ненужных ему менеджеров. Он также положил конец практике предоставления радикальных скидок на машины, которые съедали значительную часть прибыли автомобильного подразделения.

Маркионне предложил сосредоточиться на развитии бизнеса на развивающихся рынках, в том числе в России, чтобы уменьшить зависимость от итальянского и западноевропейского рынков и активизировать создание СП и других совместных проектов. Так, в начале этого года Fiat и “Северсталь-Авто” подписали соглашение о сборке в России Fiat Palio и Fiat Albea начиная с 2007 г. В дальнейшем планируется сборка Fiat Doblo.

Маркионне обещает не останавливаться на достигнутом. В этом году операционная прибыль группы ожидается на уровне 1,6–1,8 млрд евро, чистая прибыль – на уровне 700 млн евро. Впрочем, не все эксперты уверены, что Fiat удастся сохранить набранный темп, а черная полоса позади. Спрос на автомобили на европейских рынках, остающихся основными для компании, продолжает замедляться. Прорыв Fiat в автомобилестроении произошел во многом за счет новой модели Fiat Grande Punto, которую рынок принял на ура – машина побила персональный рекорд продаж компании. Но в Европе Punto придется соревноваться в том числе с такими соперниками, как Renault и Toyota.

“Мы пока не убеждены, что в группе происходят настоящие структурные изменения, что это не временное улучшение благодаря Punto, ограничивающееся парой кварталов”, – говорит аналитик Deutsche Bank Алексис Бойер.

В этом году Маркионне собирается удержать операционную прибыль Fiat Auto на уровне 0,5–6% от выручки, а в 2007 г. довести этот показатель до 2–4%. В прошлом году Fiat удалось увеличить свою долю на западноевропейском рынке до 6,5% – компания продала 1,697 млн автомобилей. Маркионне пообещал к 2007 г. довести эту долю до 8,5%, т. е. отобрать 2% у конкурентов. “Я не думаю, что наши амбиции по увеличению доли рынка нереалистичны”, – заявил руководитель Fiat.

Некоторые аналитики, высоко оценивая успех Fiat, все же сомневаются в том, что компании удастся развить его.

“Цели, поставленные на 2007 г., очень амбициозны, и мы не уверены, что в условиях современного автомобильного рынка они могут быть достигнуты”, – цитирует Automotive News Джона Лоусона, управляющего директора отдела по изучению европейского авторынка Citigroup. “Планы по прибыли на 2006 г. достижимы, но у нас есть опасения, что задача по поддержанию аналогичных объемов производства и нормы прибыли в дальнейшем невыполнима”, – соглашается аналитик по рынку акций автомобильных компаний Morgan Stanley Адам Джонас. Эксперты отмечают, что другие автопроизводители, поставившие себе такие же амбициозные цели, например Renault, не смогли их достичь.

Инвесторы более оптимистично оценивают перспективы Fiat, чем большинство финансовых аналитиков. В начале февраля группа, до этого отсутствовавшая на рынке четыре года и обладавшая спекулятивным рейтингом, выпустила высокодоходные семилетние облигации на 1 млрд евро. Заявок было подано на 3 млрд евро, отмечает Automotive News.

Цена акций Fiat выросла вдвое с рекордно низкого уровня 4,5 евро в конце апреля прошлого года и сейчас составляет более 9 евро. Маркионне рассчитывает, что к концу будущего года она достигнет 15 евро. Если сбудется наиболее оптимистичный прогноз гендиректора – 18 евро за акцию, это будет означать, что цена акций удвоится менее чем за два года. (Использованы материалы WSJ.)