Машина в кредит от производителя


В России Ford Motor с 2001 г. предлагает собственную программу “Форд в кредит”. Из-за отсутствия банковской лицензии компания не может самостоятельно работать в сфере кредитования – кредиты выдаются через банки – партнеры Ford. В Москве, Петербурге и Екатеринбурге по этой программе работают Райффайзенбанк и Международный московский банк. С февраля 2004 г. Ford реализует программу кредитования в регионах с МДМ-банком, Газпромбанком и Банком Москвы.

Производители-финансисты

У всех ведущих автомобилестроительных концернов мира есть собственные финансовые подразделения, которые выдают кредиты на покупку машин – как частным лицам, так и дилерам. Все они работают на рынке уже не одно десятилетие, причем зачастую занимаются не только автокредитованием, но и другими банковскими операциями.

Крупнейший автопроизводитель – General Motors – владеет и самым большим финансовым подразделением в автомире. General Motors Acceptance Corp (GMAC) была основана еще в 1919 г., через 24 года после учреждения самого концерна. Помимо автокредитования, компания занимается потребительским и ипотечным кредитованием, страхованием и перестрахованием. Штат GMAC – 33 700 человек – всего в 1,5 раза меньше, чем у крупнейших инвестбанков, например Merrill Lynch и Morgan Stanley. GMAC работает в 41 стране, сеть компании насчитывает 700 офисов. С момента своего основания финансовое подразделение GM предоставило кредиты на сумму свыше $1 трлн на покупку 150 млн автомобилей, его активы составляют почти $300 млрд.

У американских конкурентов GM финансовый бизнес гораздо моложе. Ford Motor Credit начал работу в 1959 г. и за неполные 50 лет выдал 50 млн автокредитов. Активы этой компании почти вдвое меньше, чем у GMAC, и составляют $162 млрд. В 2005 г. на предоставлении финансирования Ford Motor Credit заработал $14,05 млрд, объем выданных кредитов достиг почти $110 млрд. Финансовое подразделение Ford представлено в 37 странах, в его штат входит 14 000 человек.

DaimlerChrysler Financial Services работает в 39 странах, но ее штат немного меньше, чем у Ford Motor Credit, – 11 000 человек. В портфеле DaimlerChrysler Financial Services 6,4 млн контрактов на финансирование и лизинг. На конец 2005 г. их объем составил 117,7 млрд евро, в том числе контрактов, заключенных в прошлом году, – на 48,2 млрд евро. Важнейшим рынком для DaimlerChrysler Financial Services традиционно является Северная и Южная Америка – на него приходится 73% от общего объема контрактов. Но главные перспективы роста DaimlerChrysler Financial Services связывает с Центральной и Восточной Европой – Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией и Словенией. В этих странах компания работает уже несколько лет, но в России она пока не представлена.

Финансовые “дочки” европейских автоконцернов и моложе, и меньше американской тройки. Renault Credit International Banque (RCI Banque) был учрежден в 1974 г. Он предоставляет кредиты на покупку Renault и Nissan (около 45% акций которой принадлежит Renault). Банк представлен в 21 стране (главным образом в Западной и Центральной Европе), в 2005 г. 70% кредитов выдал за пределами Франции, в том числе 10% – за пределами Западной Европы. Штат RCI Banque составляет 3200 человек. За 2005 г. банк заключил с покупателями автомобилей более 1 млн новых контрактов на 10,5 млрд евро, и на конец года объем выданных кредитов составил 23,4 млрд евро. В нашей стране представительства RCI Banque пока нет, но в февральском отчете банка говорится, что он планирует открыть отделения в России, Колумбии и Южной Корее. Как сообщили “Ведомостям” в российском представительстве автоконцерна, уже в первом полугодии 2006 г. Renault объявит о единой кредитной программе в России.

Banque PSA Finance (финансовое подразделение PSA Peugeot Citroёn) работает в 18 странах. На конец года сумма розничных кредитов – 16,85 млрд евро, в том числе выданных в 2005 г. – 9,15 млрд евро. Несмотря на разный масштаб бизнеса, финансовые “дочки” автопроизводителей кредитуют сопоставимую долю покупаемых машин. RCI Banque, например, финансирует 36,1% продаж Renault и 29,6% – Nissan (в том числе 45% продаж Renault частным клиентам и 33,7% – Nissan). На деньги DaimlerChrysler Financial Services продается или сдается в аренду треть машин, производимых DaimlerChrysler. На кредиты Ford Motor Credit в 2005 г. покупались 37% автомобилей марок Ford, Lincoln и Mercury в США (в 2004 г. – 45%) и 28% Ford в Европе. GMAC в 2005 г. предоставила ссуды на покупку 39% машин, проданных концерном General Motors в США (против 46% в 2004 г.). У Banque PSA Finance этот показатель ниже: в 2005 г. он профинансировал покупку примерно 25% автомобилей Peugeot и Citroёn (в том числе 20% новых машин).

Как дают автокредиты за границей

Для получения автокредита в США покупатель должен подробно рассказать о своем финансовом положении. Помимо имени, даты рождения и номера социальной защиты, он сообщает свое настоящее и предыдущее место жительства (с указанием, сколько он там прожил), нынешнее и предыдущее место работы (с указанием стажа по обоим), источники и размер дохода, а также информацию по всем своим кредитным счетам. Дилер, в свою очередь, получит из кредитного бюро историю покупателя с информацией о его текущих и прошлых кредитных обязательствах, аккуратности выплат по ним и, возможно, еще какие-то документы, например по процессу о банкротстве. Если банк принимает положительное решение о выдаче кредита, покупатель отправляется к дилеру автоконцерна для согласования параметров займа, главный из которых – процентная ставка. Ее величина зависит от нескольких факторов – кредитной истории покупателя, стоимости заемных денег для банка, конъюнктуры рынка и действия специальных предложений. Бывают кредиты даже с нулевой ставкой, но на них рассчитывать могут не все. А вот клиентам с хорошей кредитной историей дилер, возможно, будет готов предложить специальные условия автопроизводителя, например низкую процентную ставку или cash back (возврат части выплаченной суммы за машину через один-два месяца). Низкие ставки, как правило, фиксированные, их величина не обсуждается, и распространяются они только на определенные модели или год изготовления автомобилей.

У “большой тройки” (в отличие от европейских автоконцернов) практически вся информация об условиях кредитования открыта. GM публикует ее на сайтах своих официальных дилеров. Условия – например, в Нью-Йорке и Калифорнии – одинаковы, разница только в ассортименте машин, которые продаются в кредит. Так, кредит на внедорожник Hummer H2 обойдется покупателю в 6,75% годовых, Cadillac CTS – в 2,9%. Интересующимся покупкой Cadillac Escalade компания предлагает выбор между бесплатным кредитом и cash back на $6000. Chevrolet Aveo обойдется в 1,9% (или $500 cash back), внедорожники Chevrolet Tahoe – кредит под 0% или возврат $5500, Chevrolet TrailBlazer – под 4,9% или возврат $1000. Кредит на различные модели Saab – 1,9% годовых.

Для сравнения: в России при первоначальном взносе до 30% от стоимости машины минимальная ставка по кредиту, например, на Chevrolet Aveo и Saab 9-3 составит 9%, максимальный срок кредита – пять лет. Но некоторые банки (Росевробанк, банк “Авангард”) могут предоставить и бесплатный кредит на срок до трех лет – если клиент готов сразу заплатить 30–50% от стоимости автомобиля.

Ford Motor в США предлагает покупателям две схемы кредитования на выбор: низкая процентная ставка плюс компенсация от Ford Credit либо cash back плюс компенсация от Ford Credit. Компенсация от Ford Credit – специальное предложение, которое действует ограниченное время и только при условии, что покупатель берет ссуду в Ford Credit. Так, при покупке Ford Focus 2006 г. выпуска можно выбрать либо возврат $2500, либо ставку 0,9% по кредиту на три года, 3,9% – на четыре года, 5,9% – на пять лет и 7,9% – на шесть лет.

Финансовое подразделение Ford Motor в Европе предлагает клиентам классические кредиты и кредиты Ford. В Германии, например, для новых машин всех моделей Ford – Ka, Fiesta, Fusion, Focus, Focus С-Max, Mondeo, Galaxy, Maverick – кредит на срок до трех лет обойдется в 4,9% (при классическом финансировании 5,9%), на больший срок (до шести лет) действует только классическое финансирование.

Почем кредиты в России

По программе “Форд в кредит” можно приобрести новые автомобили Focus, Fiesta, Fusion, Focus C-Max, Mondeo, Maverick и Focus ST. Срок кредита – три года (с возможностью досрочного погашения). Первоначальный платеж составляет 40% для Ford Focus и Ford Focus ST и 50% для остальных моделей. Процентная ставка – 4,9% годовых для автомобилей Focus, Fiesta, Fusion и Focus ST и 7% для Focus C-Max, Mondeo, Maverick. Кроме того, покупатель платит страховку, равную 5% от стоимости автомобиля.

Audi в России предлагает программу кредитования с обратным выкупом и программу с субсидированной процентной ставкой. С весны прошлого года модели А3 и А4 можно купить в кредит под 5,9% годовых. Это стало одной из причин роста в 2005 г. продаж А3 и А4 более чем на 90%.

Гендиректор компании “Ауди Россия” Оскар Ахмедов рассказал “Ведомостям”, что компания не обращалась в Центральный банк за банковской лицензией и в ближайшие два-три месяца этого делать не планирует, поскольку сейчас выгоднее работать через банки-партнеры. Но, в принципе, Audi об этом думает.

Скоро представительство в России должен открыть RCI Banque, а вот Toyota, как сообщили “Ведомостям” в московском офисе компании, пока выводить свое финансовое подразделение на российский рынок не собирается. Нет таких планов и у Ford Motor Credit.