Мечта об Индии


Принципиальная договоренность о новой схеме погашения индийского долга перед Россией – не товарами, а акциями компаний – была достигнута в ноябре 2004 г. во время визита президента Владимира Путина в Индию. С тех пор чиновники пытались договориться о конкретных деталях. Месяц назад министр экономического развития Герман Греф заявил, что консенсус найден и во время поездки в Индию премьера Михаила Фрадкова соглашение об урегулировании задолженности на $1 млрд будет подписано. Но этого не произошло.

Новая схема предусматривает два способа обмена долга на инвестиции, рассказывает замминистра финансов Сергей Сторчак. Российские компании, желающие выйти на индийский рынок, погашают долг в федеральный бюджет, а на ту же сумму в рупиях получают долю в капитале местной компании. По второму варианту российское предприятие только инвестирует в производство, а пакет акций на величину долга остается в собственности российского правительства. При этом индийцы требовали, чтобы долг конвертировался в акции с дисконтом в 5–7%, а российский инвестор не имел права выходить в течение 15 лет из проекта. Эти требования российское правительство посчитало чрезмерными, рассказывает представитель Внешэкономбанка, консультирующего Минфин по сделке.

После диалога с Грефом Индия, по словам министра, отказалась от дисконта и сократила запрет на выход из активов до пяти лет. Однако переговоры Фрадкова с премьером Манмоханом Сингхом показали, что стороны не нашли компромисса. “Индия не сняла своих условий”, – сказал источник в делегации. При этом объем долга, подлежащего конвертации, сократился примерно до $900 млн. Оба премьера заявили, что соглашение будет заключено, но ни один не назвал срока.

Первым в листе ожидания стоит “Технохим-холдинг”, сказал Фрадков. Это предприятие создаст СП с двумя госпредприятиями Индии и построит завод по выпуску компонентов для производства титана, пояснил замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров. Объем инвестиций составит $230 млн, 55% в СП получит российское правительство в соответствии с суммой погашаемого долга, остальные акции будут у индийцев.

Холдинговая компания “Технохим-холдинг” занимается химическими разработками, торговлей агрохимикатами, синтетическими смолами, пластмассами и красителями. Холдинг владеет пакетами акций крупных химических предприятий (“Технохим-пластик”, “Пластполимер”, “Пигмент”, “Ленхимремонт”). Информация о результатах деятельности и финансовая отчетность “Технохим-холдинга” и большинства его “дочек” не раскрываются. Выручка “Пластполимера” за девять месяцев 2005 г. оставила 61,3 млн руб., чистая прибыль – 3,3 млн руб.

Другие сферы конверсии, по словам Фрадкова, – энергетика, космос, покупка одного из индийских сотовых операторов, создание центра обслуживания российских самолетов. Сингх добавил к ним транспортную инфраструктуру, углепром, металлургию, информационные технологии. Еще больший простор для выбора у российских компаний появляется с объявленной властями Индии программой приватизации портов, железных дорог, телекоммуникационного сектора, считает президент РСПП Александр Шохин. Глава АХК “Сухой” Михаил Погосян говорит, что создание центра обслуживания самолетов вписывается в стратегию компании – она надеется продавать в Индию среднемагистральные самолеты RRJ, которые должны быть сертифицированы в 2007 г. Наибольший интерес к индийскому сотовому рынку из российских компаний до сих пор проявляла АФК “Система”. Еще в июне 2004 г. крупнейший совладелец “Системы” Владимир Евтушенков рассказывал, что его корпорация готова вложить в эту страну до $600 млн. С тех пор АФК вела переговоры с акционерами Aircell Televentures (владеет двумя операторами), Idea Cellular и Reliance Telecom, но сделки по разным причинам не состоялись. В начале февраля 2006 г. Евтушенков рассказал, что корпорация близка к совершению сделки в Индии. Интерес к индийскому рынку телекоммуникаций остается высоким, отмечает директор департамента общественных связей АФК “Система” Ирина Потехина.