Повторение пройденного


Президент Toyota не стал беседовать с журналистами в суете и шуме Palexpo – выставочного помещения, где традиционно проходит Женевский автосалон, в отличие от равных ему по званию Рика Вагонера из GM или Игоря Есиповского из “АвтоВАЗа”, которые допускали до себя представителей прессы прямо на стендах. Встреча с Кацуаки Ватанабе (а “Ведомости” – единственное российское издание, участвовавшее в ней) состоялась в чинной атмосфере двухэтажной виллы Sarasin в непосредственной близости от Palexpo.

Надо полагать, таким образом Toyota хотела подчеркнуть свое особое положение среди автомобильных компаний. Она имеет для этого определенные основания: выпуск автомобилей растет почти на 10% в год, текущая прибыль составила $4,1 млрд. Компания доминирует на родном японском рынке, где продает почти 2,5 млн машин в год, однако уже сейчас основную прибыль (60% текущей прибыли, по данным Bloomberg) Toyota получает в США, где пока занимает 4-е место с 2,26 млн машин в год (10,1%-ный рост по сравнению с 2004 г.), уступая DaimlerChrysler (2,5 млн), Ford (3,2 млн) и GM (4,5 млн). Но рыночная доля Toyota в США растет и в прошлом году достигла уже 15%, а самая продаваемая в Штатах модель автомобиля – Toyota Camry, которая разошлась в прошлом году в количестве 430 000. Этот титул Camry удерживает семь из восьми последних лет, причем четыре последних года – подряд. Не собирается лишаться этого титула Toyota и в будущем, поскольку мощности по выпуску Camry в США будут расширяться: на простаивающем заводе Fuji Heavy Industries в Лафайете, штат Индиана, в 2007 г. начнется выпуск той же новой версии Camry, что и в России, в Ленинградской области.

8,7% акций Fuji Heavy Toyota купила в октябре прошлого года у GM, и о соперничестве с американцами за всемирное лидерство был следующий вопрос. Ответ Ватанабе был настолько же удивительным, насколько и ожидаемым: он уверил журналистов, что компанию совершенно не заботит тот факт, что уже в нынешнем году она может стать крупнейшим автопроизводителем мира. Сейчас лидирует GM, которая произвела в прошлом году 9,2 млн машин, однако дела американской компании плохи, периодически речь заходит даже о ее банкротстве. План GM на 2006 г. – 9,08 млн машин, однако будет ли он выполнен, еще вопрос. Toyota в прошлом году выпустила 8,25 млн машин и планирует 10%-ный рост производства, таким образом, план на 2006 г. составляет 9,075 млн шт.

Президент Ватанабе не стал обсуждать эти цифры, но сказал, что прежде всего его компания добивается от своих автомобилей безопасности, экологичности и эффективности. В этот момент он даже позволил себе немного энергичнее жестикулировать – оказывается, он мечтает о том, чтобы Toyota не только не загрязняла окружающую среду, но и способствовала ее улучшению, чтобы пребывание в автомобиле было не только безвредно, но и полезно человеку, наконец, чтобы на одной заправке Toyota могла проехать от Лондона до Стамбула.

Ну а если при достижении всех этих выдающихся целей его компания заодно выйдет на 1-е место по производству автомобилей – что ж, он не возражает.

Но как же тогда быть с планами Toyota к 2010 г. занять 15% мирового рынка автомобилей, не унимались журналисты. Это другая задача, уклонился от прямого ответа Ватанабе. Этот показатель касается доли рынка, а не абсолютных величин.

Мы хотели бы, заключил Ватанабе, чтобы машины, которые мы производим, и система их продаж были удобны и доступны во всех регионах мира.

По планам Toyota рост компании в будущем году будет происходить в большей степени за счет иностранных рынков: в Японии планируется увеличение продаж на 8%, а по всему миру – на 12%, причем речь идет отнюдь не только о Северной Америке, но и о таких развивающихся рынках, как Китай и Россия.

На вопрос “Ведомостей”, существуют ли какие-либо особые договоренности, которые позволили бы Toyota чувствовать себя спокойно в России, Ватанабе ответил, что его компания давно работает с правительствами разных стран и у нее имеется значительный опыт налаживания абсолютно легальных и прозрачных отношений.

Кацуаки Ватанабе попросили прокомментировать успех сверхдешевых машин Renault модели Logan, которые открыли рынок новых машин для покупателей, уделом которых прежде были исключительно машины подержанные. И президент Toyota признался, что его компания уже работает над созданием специальной дешевой модели для потребителей на развивающихся рынках. 50 лет назад зарубежные достижения Toyota, в том числе и на важнейшем для нее теперь американском рынке, начались с автомобилей, которые отличались от конкурентов низкой ценой. На нынешнем этапе, закрыл тему Ватанабе, еще рано говорить о конкретных планах относительно того, какой будет эта машина, и уж тем более компания не продвинулась так далеко, чтобы определить, под какой маркой она будет продаваться. Но все необходимые поручения для разработки технологии производства дешевой машины розданы, и работа уже началась. Правда, в России пока ничего, кроме Camry, Toyota производить не собирается.