ПРАВИЛА ИГРЫ: Жуть бессмертия


Резкий взлет продолжительности жизни на Западе в последнее столетие вселяет во многих веру в то, что мы вплотную подошли к победе жизни над смертью. Энтузиасты продления жизни рассматривают старение не как неизбежный биологический процесс, а как досадный недуг. А быстрое развитие биогенетики и медицинских технологий дает надежду на то, что полное исцеление станет возможным уже в обозримом будущем.

Уже выходят доклады (к примеру, доклад исследовательского центра Demos), посвященные изучению последствий бесконечного удлинения человеческой жизни, проходят конференции. На одной их них геронтолог Обри Дегрей из Кембриджского университета заявила, что первый человек, который будет жить вечно, возможно, уже родился на свет.

Все эти предсказания весьма сомнительны и многими учеными отвергаются. Но продолжительность жизни все растет. Во сколько обойдется экономике поддержка стремительно увеличивающейся армии стариков?

Однако экономические издержки от роста числа пенсионеров ничто по сравнению с экзистенциальными. Мир, в котором физическая смерть отложена или вообще упразднена, разрушает все наши представления о круге человеческой жизни.

Ключевые моменты нашей жизни вполне описываются рубриками районной газеты – “рождения”, “свадьбы”, “похороны”. Все остальное – детали. В мире, где мало умирают, нет биологического императива рожать. А кто согласится принести обет жить вместе, “пока смерть не разлучит нас”, учитывая перспективу прожить с одним и тем же партнером тысячи лет? А если любовь все-таки угаснет лет через сто?

Да, к слову, я еще не слышал ответов на вопрос о том, что значит вечная жизнь с точки зрения религии. Люди обращаются к религии, потому что она помогает разрешить неразрешимый конфликт между сильнейшим инстинктом выживания и пониманием собственной смертности. Для верующего смерть является не концом жизни, а границей. Но что станет с верой человека, который получает вечную жизнь уже на земле? Ведь если не попадешь под автобус, то никогда не встретишься с Творцом. Нет нужды быть хорошим, если никогда не будешь судим. Не будет ни священников, ни священных книг, ни мест для богослужений – только царство чистейшего гедонизма.

Ладно, согласимся, что вечная жизнь – фантазия. Но даже удвоение продолжительности жизни может привести к невероятным последствиям, потому что в корне изменит наше отношение к риску.

Хотя никто не любит об этом говорить, экономисты считают необходимым оценить стоимость человеческой жизни, чтобы взвесить издержки и выгоды от инвестирования в программы по снижению смертности на дорогах. Английский департамент транспорта оценил среднюю стоимость жизни гражданина страны в 1,6 млн фунтов стерлингов ($2,8 млн), а вот их американские коллеги оценили жизнь гражданина США в $3,3 млн. В расчетах была сделана попытка учесть ценность непрожитой жизни, стоимость непроизведенного вклада в экономику и неполученного удовольствия от отдыха.

Люди на Западе и так живут в культуре, одержимой безопасностью. Риск, приключения – это слишком опасно. Но когда продолжительность жизни существенно увеличится, цена человеческой жизни взлетит до таких высот, где ничто не заставит подвергнуть ее риску. Люди не покажут носа на улицу, а тем более не займутся такими опасными вещами, как вождение машины, например. (FT, 28.07.2006, Антон Осипов)