Путин везет в Китай газ


Завтра Путин прилетит с официальным визитом в Китай. Главным событием президентского графика в Кремле называют церемонию открытия года России в Китае. Под занавес культурной программы Путин пожелал посетить Шаолиньский монастырь – школу китайского боевого искусства ушу, куда он отправится 22 марта.

По словам источника в Кремле, сопровождать Путина в Китае будет делегация из 96 человек. Среди чиновников – первый вице-премьер Дмитрий Медведев, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. В списке бизнесменов – предправления “Газпрома” и РАО ЕЭС Алексей Миллер и Анатолий Чубайс, президент “Роснефти” Сергей Богданчиков, президент РЖД Владимир Якунин. По итогам визита планируется подписать порядка 30 соглашений, “в том числе крупные контракты”, рассказывает кремлевский чиновник.

Одной из главных экономических задач визита кремлевский чиновник называет наращивание товарооборота и диверсификацию его структуры. А конкретные бизнес-проекты предприниматели двух стран обсудят на российско-китайском деловом форуме 22 марта, куда приедет и Путин.

По словам кремлевского чиновника, на переговорах “будет обсуждаться конкретный маршрут и сроки строительства нефтепровода на Китай” в рамках проекта ВСТО. “Транснефть” планирует подписать с CNPC протокол о проектировании и строительстве этого трубопровода. Мощность ВСТО по планам правительства составит до 80 млн т нефти в год. А в случае ответвления нефтепровода на Китай на этом направлении будет поставляться 30 млн т нефти в год. Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров полагает, что приезд Путина в Пекин позволит приблизить принятие окончательного решения по вопросу строительства нефтепровода на Китай. “В России есть ресурсы для поставки нефти в Китай, а тот стремится снизить зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока. Для России КНР – перспективный партнер, о чем говорит стремительный рост поставок нефти в Китай российскими компаниями”, – говорит эксперт.

В Пекине также планируется подписание рамочного соглашения между “Газпромом” и CNPC о поставках газа на китайский рынок. По словам источника в “Газпроме”, в соглашении могут быть зафиксированы конкретные сроки и объемы газовых поставок. “Речь может идти о сахалинском газе или ресурсах материковой части Восточной Сибири”, – добавляет источник. Нестеров предупреждает о возможных рисках газового сотрудничества: “В Китае дешево стоит конкурирующий с газом уголь, поэтому возникает вопрос, готов ли Китай платить мировую цену за газ”. “Но для “Газпрома” выход на азиатские рынки имеет стратегическое значение, превращая его в глобальную энергетическую компанию”, – замечает Нестеров.

Замдиректора ИСАА Андрей Карнеев считает, что усиление сотрудничества с Китаем не подорвет отношения России с Западом. “Европа и США сами стучатся в дверь большого китайского рынка, – говорит эксперт, – а наша многовекторная стратегия сделает нашу внешнюю политику более осмысленной и рациональной”. При этом Карнеев предупреждает, что России следует “избегать сценария, когда в случае конфронтации Китая с Западом нас будут использовать как инструмент давления одной из сторон”.