Все налоги – в фонд


Экономика Казахстана и его бюджет зависят от цены нефти даже больше, чем экономика и бюджет России. В 2004 г. экспорт нефти и нефтепродуктов принес Казахстану $11,4 млрд (56,7% всех экспортных доходов), а в 2005 г. – $17,4 млрд (62,6%). В прошлом году на рост доходов от экспорта углеводородов пришлось почти 78% всего прироста казахского экспорта. В России, по предварительной оценке Центробанка, экспорт нефти и нефтепродуктов обеспечил в 2005 г. 48,2% экспортных поступлений. Доходная часть казахского бюджета была в 2005 г. на треть сформирована из нефтяных доходов (примерно $5,4 млрд). Кроме того, часть нефтедолларов поступает в существующий с 2001 г. национальный фонд Казахстана, в 2005 г. он пополнился на $3 млрд. С учетом нацфонда на нефтяные доходы приходилось в прошлом году 44% доходов казахского бюджета. Российской казне аналогичные поступления принесли в 2005 г. 41% доходов.

Но казахские чиновники оказались экономнее российских в распоряжении доходами от высоких экспортных цен. Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ, по которому с 1 июля 2006 г. налоги всех нефтяных компаний будут поступать в нацфонд.

Перечисление всех доходов от высокой цены нефти в нацфонд не будет означать невозможности их потратить, поясняет представитель министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана Шолпан Мукашева. Бюджет Казахстана на 2006 г. запланирован с дефицитом в $875 млн (1,4% ВВП), который может быть профинансирован из нацфонда. Но нефтедоллары не могут быть направлены на социальные расходы, а только в инфраструктурные проекты и инвестиции в человеческий капитал. Инфраструктурные проекты – те, что связаны с повышением технологического уровня экономики, поясняет источник в администрации президента Казахстана: “Например, на средства нацфонда можно построить новейшее нефтехимическое предприятие, а автомобильную дорогу – нельзя”. Насколько быстро будет наполняться фонд по новым правилам и какая часть его будет расходоваться, чиновники не рассказывают. Но Мукашева уверена, что теперь правительство сможет сократить и рациональнее планировать бюджетные расходы, одновременно подстегнув за счет нефтедолларов развитие несырьевых секторов.

“Это более мудрая система, чем в России, и мы будем анализировать казахстанский опыт”, – говорит начальник департамента Минфина Алексей Саватюгин. Главное преимущество новой казахской системы в том, что расходы бюджета не будут напрямую зависеть от нефтяных доходов, считает Саватюгин. Доступ к средствам нацфонда у правительства осложнится и наращивать расходы будет труднее, соглашается Есентугелов. Но было бы лучше вообще не тратить нефтедоллары внутри страны, считает он: “Можно инвестировать в человеческий капитал, отправляя студентов учиться за рубеж или импортируя медицинское оборудование”.