Искусство торговли


Выставка “Культура вина” (до 30 мая) состоит из витрины с античными сосудами, на которых изображены пиры, майоликовой фляги пилигрима XVII в., нескольких изящных венецианских графинов и бокалов приблизительно того же времени, двухсотлетнего приспособления для закупоривания бутылок и столетнего винного пресса. Плюс десяток картин и два десятка гравюр по теме. Причем тема вина, его свойств и символики трактуется очень широко. Кроме уместных портретов Бахуса и сцен сбора винограда есть и “Тайная вечеря”, и “Лотт и его дочери”, хотя главный евангельский сюжет тут, конечно, пир в Кане Галилейской. Все же первое чудо, совершенное Христом, – это превращение воды в вино, когда на свадьбе кончилась выпивка.

Афиша выставки пестрит знаменитыми в истории искусств именами, но великие представлены в гомеопатических дозах: Пиранези – одной гравюрой, де Кирико – скромным воспроизведением “Бахуса” Гвидо Рени. Ради наслаждения искусством на эту выставку идти не стоит, однако организаторы подготовили мощнейший магнит для притяжения зрителей – дегустацию. Кроме вина из разных итальянских областей предусмотрена еще и закуска: салями, сыры, паста.

Эта часть программы страшит сотрудников Исторического музея: чтобы как-то ограничить поток желающих приобщиться к итальянской культуре потребления вина с искусством, они решили сделать отдельные билеты на дегустацию, правда, еще не определили их разумную цену. Итальянская сторона таким решением не очень довольна – она готовила бесплатное угощение, ведь ради продвижения итальянских продуктов и задумана эта передвижная музейная выставка.

“Осторожно: стекло. Современное искусство в Мурано” в Пушкинском (до 2 апреля) – более художественная выставка, хотя авторы ее совсем не так знамениты, как те, что представлены винной. Меркантильный интерес тут закопан глубже.

Пятнадцать лет назад владелец муранской стекольной мастерской Berengo Fine Arts Адриано Беренго решил заниматься не мелкой сувенирной продукцией, а созданием арт-объектов. На нынешней выставке показаны работы международной группы из 12 художников, в том числе и русских. Надо сказать, что ни одна из виденных мною выставок современного искусства не выглядела так празднично. Веселое муранское стекло радостно преображает любую гнусную художническую затею. Сергей Мироненко придумал сделать из стекла огромную микросхему – получилось весело и красиво. Андрей Филиппов заказал муранским мастерам страшный череп и лестницу, где вместо перекладин стеклянные кости, – тот же жизнерадостный эффект. Прозрачные “Шагающие яйца” Куна Ванмехелена и белое “Облако” Ульрика Винтерсборга и вовсе сказочно прекрасны, потому как задуманы без фиги в кармане.

Обе итальянские выставки достигли задуманного эффекта. После их просмотра остается только одно желание – для достижения душевной гармонии как можно скорее рвануть в Италию. Пить вино под синим небом, любоваться великим искусством в восхитительных музеях и накупить побольше мелких радостных стекляшек. В Москве, конечно, итальянское вино и муранское стекло купить можно, но вот искусство в дефиците. Музейные выставки все какие-то художественно скудные, да еще и наполовину коммерческие.