Птичий грипп угрожает ВВП


Быстрое распространение вируса птичьего гриппа угрожает мировой экономике, убеждены специалисты Deutsche Bank. Они опубликовали доклад, в котором говорится, что в случае полномасштабной пандемии этой болезни европейская экономика замедлит ежегодный рост на 2–4%, а цены на нефть упадут на $20–25 за баррель.

Их расчеты основаны на том, что в результате мутации вируса птичий грипп сможет передаваться не только от птицы к человеку, но и от человека к человеку воздушно-капельным путем и распространяться гораздо быстрее. Если мутация произойдет, грипп может унести от 14 млн до 70 млн жизней, подсчитали эксперты Deutsche Bank. В результате резко упадет объем авиаперевозок. А поскольку на авиатопливо приходится 5–7% от общемирового потребления нефти, то можно предположить падение цены, рассуждают авторы доклада.

Прогноз влияния гриппа на экономический рост экономисты Deutsche Bank смоделировали на основе данных о влиянии эпидемии атипичной пневмонии в 2003 г. на ВВП Юго-Восточной Азии, которая стоила региону 2% ВВП. Если же вирус не мутирует, то экономический эффект от гриппа для Европы будет сравнительно небольшим – 0,25–0,5% ВВП, прогнозирует Deutsche Bank. Правда, автор доклада Адам Сименски признает, что представленный прогноз нельзя считать абсолютно точным, так как предсказать масштабы пандемии невозможно.

Глобальная эпидемия гриппа – редкое явление. В XX в. их было три: в 1918, 1957 и 1968 гг. Все они наносили существенный урон мировой экономике: пандемия 1918 г. замедлила рост мирового ВВП на 11,3%, пандемия 1957 г. – на 3,1%, а 1968 г. – на 2,1%.

В конце прошлого года аналитики Всемирного банка предположили, что пандемия птичьего гриппа обойдется мировой экономике как минимум в $800 млрд в год. Но экономист ING Financial Markets Дарио Перкинс считает попытки просчитать финансовый ущерб от пандемии птичьего гриппа “бесполезным занятием”. “Для того сценария, который смоделировал Сименски, это правильные цифры, но для другого сценария прогноз может быть совершенно другим”, – соглашается аналитик Всемирного банка Джеф Льюис. “Предсказать нельзя не только масштабы, но даже вероятность мутации вируса – хотя рано или поздно пандемия произойдет”, – убежден представитель Всемирной организации здравоохранения Грегори Хартл.

Российские экономисты тоже не берутся оценивать последствия возможной эпидемии. “С нашим уровнем здравоохранения и демографической ситуацией птичий грипп может ударить по нам сильнее, чем по США и Европе”, – предполагает главный экономист “Ренессанс Капитала” Владимир Пантюшин. А если падение нефтяных цен действительно состоится, это больно ударит по всем отраслям российской экономики, говорит главный экономист по России и Украине HSBC Bank Александр Морозов.