Банки несут потери


Первый зампред Центробанка Андрей Козлов уже давно призывает банки наращивать свой капитал ускоренными темпами. Прошлым летом он просил банки поскорее определиться с тем, откуда привлечь дополнительные деньги в капитал. Но, несмотря на то что в 2005 г. ситуация в экономике страны была благоприятна для укрепления финансовой стабильности, банковский сектор воспользовался этим не в полной мере.

По итогам года капитализация банковского сектора выросла почти в два раза сильнее, чем в предыдущем году, – на 31,2% до 1,2 трлн руб. Но показатель достаточности капитала банковского сектора Н1 (отношение капитала к активам, взвешенным с учетом рисков) в 2005 г. снизился с 17% до 16%, констатирует в обнародованном вчера “Обзоре финансовой стабильности” Центробанк. У 30 крупнейших российских банков ситуация и того хуже – на 1 января 2005 г. их средний показатель Н1 составлял 15,9%, а на начало этого года снизился до 15,07%. Снижение достаточности капитала ЦБ объясняет быстрым расширением объема кредитных операций – они повышают не только прибыль, но и риски активных операций банков. Уровень достаточности капитала уже давно демонстрирует отрицательную динамику – в 2002 г. средний показатель Н1 по банковскому сектору составлял 20,3%.

Рост капитала банков обеспечили не взносы владельцев, а субординированные займы (на определенных условиях ЦБ позволяет их учитывать в расчете дополнительного капитала банков) и кредиты, объем которых за год увеличился в 2,6 раза и превысил $4,5 млрд, говорит гендиректор рейтингового агентства “НАУФОР” Виктор Четвериков. И добавляет, что если бы не этот источник роста, то достаточность капитала сократилась бы еще значительнее, поскольку активы у банков растут очень быстро.

“В среднем по банковской системе активы растут на 30–35% в год, а у крупнейших игроков – на 40–60%”, – оценивает зампредседателя правления банка “Возрождение” Николай Орлов. Например, в его банке годовой прирост составляет порядка 50%. Вместе с тем у банков просто нет возможности так же активно привлекать капитал, в том числе и потому, что этот процесс не быстрый и может занять 6–9 месяцев, сетует Орлов. “В результате банки могут активы наращивать каждый день, а капитал – раз в год, – резюмирует он. – Да и не все банки с одинаковой легкостью могут найти его источники”.

По словам Четверикова, активы банков в основном прирастали за счет рисковой составляющей, а доля ликвидных активов в общем объеме сократилась. Эта тенденция прослеживается два последних года: часть ликвидных активов переходит, например, в потребительские кредиты, констатирует Четвериков. Вероятность, что стремительный рост потребительского кредитования может повлечь за собой значительный объем их невозврата, очень высока, уверен начальник управления отчетности Международного промышленного банка Михаил Зингаревич. “В таком случае низкий уровень достаточности капитала делает банки очень уязвимыми, – резюмирует Зингаревич, – ведь одна из функций собственного капитала – сглаживать последствия неожиданных потерь”.

Впрочем, пока рынок достаточно стабильный, спокоен Четвериков. “Но при неблагоприятных экономических условиях в стране стабильность банков может пошатнуться”, – предупреждает он.