Чужие здесь не ходят


Идея оградить американскую экономику от иностранцев овладела умами конгрессменов и чиновников администрации Джорджа Буша после того, как контроль за грузовыми терминалами в шести американских портах получила госкомпания Dubai Ports World из Объединенных Арабских Эмиратов. Она приобрела британского портового оператора Peninsular and Oriental Steam Navigation, обслуживающего портовые терминалы в 29 портах 18 стран мира. Буш не усмотрел в деятельности компании из ОАЭ угрозы национальной безопасности, но против передачи контроля за портами арабскому государству, граждане которого были причастны к терактам 11 сентября, выступили конгрессмены. DP World была вынуждена согласиться продать свое подразделение в США американской компании. Пошла на попятную и администрация: на прошлой неделе министр финансов Джон Сноу заявил, что правила допуска иностранцев в стратегически важные отрасли США будут пересмотрены.

На практике уведомляют CFIUS почти все иностранные инвесторы. CFIUS может проверить любую сделку на любой стадии, и при угрозе нацбезопасности президент ее аннулирует. Кроме того, существуют квоты для иностранцев в отдельных отраслях, поясняет адвокат Morgan Lewis Стивен Махинка: например, они не могут владеть больше 50% акций ядерной электростанции или телесети, да и ими – только через американскую компанию.

В конгресс уже внесены не меньше 15 законопроектов, ужесточающих получение процедуры покупки амери канских компаний иностранцами, еще несколько законопроектов находятся в работе, рассказывает Кристофер Корр из вашингтонского бюро юрфирмы White & Case. Скоро конгрессмены будут рассматривать эти предложения, среди которых есть и консервативные, и сравнительно либеральные, добавляет Эдвард Рубинофф, партнер Strauss, Hauer & Filed. Сноу порекомендовал конгрессменам быть осторожными в предложениях, чтобы не отпугнуть иностранных инвесторов.

Меньше всего отвечает чаяниям Сноу идея председателя сенатского комитета по вооруженным силам Дункана Хантера полностью закрыть доступ иностранцам к “критически важной инфраструктуре” США. К ней относятся сельское хозяйство, водоснабжение, здравоохранение, службы экстренной помощи, оборонная промышленность, телекоммуникации, энергетика, транспорт, банковское дело и финансы, химическая промышленность, почта и перевозка грузов, IT, отмечает партнер Covington & Burling Дэвид Марчик. Уже купленные компании из этих отраслей иностранцы по законопроекту Хантера должны будут продать. Сенатор Сьюзан Коллинз предлагает передать управление работой CFIUS от минфина министерству по нацбезопасности, чтобы комиссия уделяла больше внимания безопасности, а не экономическим вопросам. Сенатор Крис Додд предлагает сделать уведомление инвесткомиссии иностранцами обязательной процедурой (это превратит ее в разрешительную), добавить к членам CFIUS директора по нацразведке и директора ЦРУ, обязать комиссию отчитываться перед конгрессом. Сенатор Джеймс Инхофе считает необходимым дать конгрессу право вето на одобренные президентом решения CFIUS, а ей – право запрещать сделки по мотивам экономической безопасности. Сенатор Ричард Шелби требует вдвое увеличить срок рассмотрения заявок.

Ни один из этих законопроектов в нынешнем виде принят не будет, уверены опрошенные “Ведомостями” американские юристы. Проект Хантера закроет для инвесторов 25% экономики, что делает его “самым непроходным”, говорит Марчик. Попытка подключить разведку к работе инвесткомиссии заблокирует ее деятельность, уверен экс-руководитель экономического совета при президенте США Филипп Свейгл. А любые попытки подчинить CFIUS законодательной власти противоречат Конституции США, считает Махинка: “Вопрос национальной безопасности исторически в сфере полномочий президента, и он ни за что не отдаст его конгрессу”. Сенаторы испугаются политической ответственности и не будут бороться за контроль над CFIUS, добавляет Свейгл. Не будет навязано комиссии и понятие “экономической безопасности”, ведь оно позволит компаниям США не пускать на рынок иностранных конкурентов, уверен Марчик. А если сделать подачу заявки в CFIUS обязательной, комиссия просто не справится с валом работы, говорит Марчик. Впрочем, вопрос о реформе CFIUS имеет электоральное значение и не факт, что законодатели будут руководствоваться здравым смыслом, полагает Свейгл.

Скорее сенаторы увеличат срок рассмотрения заявок и ужесточат процедуру, если иностранный покупатель – госкомпания, считает Корр: “Умеренные предложения имеют шанс избежать президентского вето”. Еще конгрессмены могут заставить CFIUS в некоторых случаях консультироваться с ними, полагает Рубинофф. Но даже самые мягкие поправки вызовут цепную реакцию повышения барьеров для инвестиций во всем мире, уверен Марчик: “В России, Китае, Индии, Канаде и Франции их сочтут предлогом для аналогичных действий”.

Россия готова ответить. “Мы внимательно следим за действиями законодателей США и Европы и учитываем их”, – говорит руководитель Экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Это не пустые слова: на последнем этапе работы над законопроектом об иностранных инвестициях, внесенным в правительство две недели назад, в нем появился запрет на инвестиции иностранных госкомпаний в стратегические отрасли.